Встреча с губернатором Пензенской области И.А. Белозерцевым позволила заглянуть в планы реформирования системы управления в исполнительных органах государственной власти Пензенской области. Речь в интервью идет об инновациях в управлении, ориентированных на результат.
- Иван Александрович, после выборов наступил момент, с которого на Вас возложена вся полнота ответственности перед Президентом России и жителями Пензенской области за все, что происходит в Вашем регионе. В грядущие пять лет Вам предстоит не только решать актуальные проблемы населения, но и достигать новых целей, направленных на социально-экономическое развитие области. Расскажите, есть ли у Вас план действий?
- Безусловно, есть. Уже верстая предвыборную программу, мы с моими единомышленниками разрабатывали и план действий по ее реализации. Однако, совершенству нет предела, поэтому процесс улучшения работы правительства тормозить не будем. Я и члены правительства открыты для общения и готовы выслушивать предложения на этот счет от всех, кто захочет поделиться конструктивными идеями.
Из новшеств, которые планируется ввести в работу регионального правительства, можно отметить широкое внедрение методов проектного управления в органах государственной власти, что позволит значительно повысить эффективность работы муниципальных и государственных служащих. Пензенская область вошла в число пилотных регионов по внедрению проектного управления в исполнительных органах государственной власти. Это налагает на нас определенную ответственность и стимулирует к активной работе в этом направлении. Нам предстоит провести реформу, направленную на развитие программно-целевых методов управления и формирование системы бюджетирования, ориентированного на результат, чтобы ни один бюджетный рубль не был потрачен впустую.
- А можно рассказать об этом подробнее?
- По сути, нам необходимо осуществить переход к инновационному управлению по мировым стандартам. Основной целью внедрения проектного управления является достижение органами власти запланированных результатов в кратчайшие сроки с высоким качеством через мобилизацию и эффективное использование всех существующих ресурсов. При имеющемся дефиците бюджета, делать это будет непросто, но у нас есть очень важный резерв, не требующий дополнительного финансирования – организационный. Именно его необходимо задействовать по максимуму для повышения эффективности экономики области и перевода ее на инновационный путь развития. Существует множество примеров, когда благодаря переформатированию методов управления, и бизнес, и власть добивались заметного улучшения результатов в своей работе. На такие примеры и будем ориентироваться, внедряя мировой опыт в государственном управлении.
Уже сегодня я вижу так называемые «узкие места» в этой сфере. Из наиболее актуальных вопросов, требующих неотложного решения, я отметил для себя необходимость перехода на качественно новый уровень межведомственного взаимодействия органов власти, как по горизонтали, так и по вертикали. Еще нередки случаи, когда министерства, управления, департаменты, муниципалитеты решают родственные задачи в узковедомственном формате, не прибегая к тесному взаимодействию с другими структурами власти, бизнеса, гражданского общества. Есть некая изолированность в решении тех или иных задач. Преодолеть эти границы и разногласия в контексте планируемых реформ, нам и поможет включение межведомственного взаимодействия в рамки разрабатываемых и реализуемых проектов. Вот это я и называю консолидацией сил общества и власти на решение актуальных проблем и социально-экономическое развитие региона.
- Этот вопрос требует разъяснения.
- Поясню на конкретном примере. Вы наверняка наслышаны о проблемах инвалидов: трудоустройство, обеспечение «доступной среды», организация досуга, учеба, лекарственное обеспечение… Их решением занимаются федеральные, областные и муниципальные власти, общественные организации инвалидов, центры занятости населения, учреждения культуры, образования и здравоохранения, молодежные организации, строители, СМИ… И это далеко не полный перечень тех, кто по службе и доброй воле причастны к этому благому делу. Разные ведомства ведут эту работу в режиме текущей деятельности в соответствии с принятыми программами и другими документами. С 2008 года на эти цели мы уже потратили 66,5 млн. рублей. А буквально недавно в Пензенской области утверждена новая дорожная карта и план мероприятий по повышению доступности для инвалидов объектов и услуг на 2016–2020 годы. В ее рамках продолжится обеспечение доступности для инвалидов больниц, школ, библиотек, спортивных и других объектов.
Задача проектно-ориентированной системы - объединить и скоординировать усилия государственных, общественных и коммерческих структур, получив от этого синергетический эффект. Кто-то сделает пандус, кто-то оборудует пешеходный переход, кто-то установит лифт для инвалидов-колясочников. Учреждения образования предложат дистанционное интернет-обучение, телекомпании выпустят передачи с сурдопереводом... Все работы по этим проектам нужно координировать из одного центра управления, тогда и картина достигнутого результата получится целостной, а не фрагментарной. Здесь напрашивается сравнение с разобранными и собранными пазлами. Сегодня таких координирующих центров несколько. Основной из них - министерство труда, социальной защиты населения и демографии Пензенской области.
- А ведь это не такая уж и редкость, когда государственные ведомства решают схожие задачи, не пересекаясь друг с другом.
- Критику принимаю. Скорректировать эту ситуацию и призвана проектно-ориентированная система управления, цели в которой достигаются преимущественно через реализацию конкретных проектов, где есть сформированная команда: руководитель-координатор и пофамильно расписаны все участники и заинтересованные стороны. Путем планирования, организации и контроля трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проектно-ориентированная система обеспечивает достижение целей проектов комплексно и в кратчайшие сроки.
За счет использования единых подходов проектного управления повышается и эффективность взаимодействия с подрядными организациями, привлекаемыми органами исполнительной власти к реализации проектов. Ответственные исполнители могут работать в разных министерствах и ведомствах, на разных должностях, но включение в проектную команду обязывает их подчиняться координатору и качественно выполнять порученную работу.
- А разберутся ли министры, кто несет ответственность за реализацию межведомственного проекта?
- Каждое министерство и ведомство разрабатывает свои проекты в рамках принятых госпрограмм и направлений деятельности. Мы закрепили это положение в постановлении правительства Пензенской области «Об утверждении порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области».
Главный и ответственный за успешную реализацию тот, кто инициировал и разработал проект. А вот необходимых специалистов, если потребуется, руководитель проекта сможет привлекать из других ведомств. Но в большей степени в проекты необходимо привлекать не столько государственных служащих, сколько представителей других заинтересованных сторон: бизнес-структур, общественных организаций, политических партий, научных организаций, представителей органов местного самоуправления, депутатов, средства массовой информации и т.д., что будет способствовать развитию государственно-частного партнерства. В этой связи всем участникам этого процесса рекомендую изучить принятый в июле этого года Федеральный Закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации". Там все очень подробно расписано.
- А в чем новизна? Программы по господдержке предпринимательства существуют давно. Это и есть государственно-частное партнерство. Предприниматель защищает проект, ему выделяют деньги и он работает.
- Выделяя предпринимателю средства, государство закрепляет за собой право контроля за их целевым использованием, но как партнер, вложивший в проект деньги, участия в управлении проектом не принимает. Такой подход не исключает случаев не эффективного использования субсидий. Деньги выделили, а новые рабочие места не создаются, налоги в казну не платятся, зарплата у сотрудников серая. А некоторые и вовсе тратят гранты на личные нужды. Штрафные санкции за это предусмотрены, но нам нужны не штрафы и не судебные разбирательства, а конкретные дела и рост экономики. Поэтому пора научиться разговаривать с бизнесом на их языке: «Государство дало тебе деньги – выполни то, что обещал по договору: создай новые рабочие места, плати налоги и белую зарплату сотрудникам».
Допускаю, что бывают случаи, когда бизнесмен «хотел сделать, как лучше, а получилось, как всегда». Купил станок по лизингу, начал выпускать продукцию, а ее никто не покупает. Вроде и товар нужный, но предприниматель с «золотыми руками» просто не умеет продавать. Деньги потрачены, фирма разоряется, а виновных нет. При проектном управлении вина за это должна ложиться и на куратора проекта от власти: вовремя не увидел, вовремя не подсказал и вовремя не помог. А может и средства не тому предпринимателю выдали.
- И как минимизировать такие риски?
- Давайте рассмотрим реальную ситуацию. Сегодня в Пензенской области действует госпрограмма «Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области на 2014–2020 годы». В ее рамках субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим свою деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов, сельского и экологического туризма оказывается государственная поддержка до 300,0 тыс. рублей на один проект. Субсидируются затраты на приобретение сырья, материалов и инструментов, необходимых для производства изделий народных художественных промыслов.
Курирует эту программу министерство промышленности, развития предпринимательства, инновационной политики и информатизации Пензенской области. Но ведь художественные промыслы – это сфера культуры, а бизнес этот, как правило, ведется в сельской местности. Значит, в число сторон, заинтересованных в успешной реализации этих проектов, должны быть включены и представители управления культуры и архива, и министерства сельского хозяйства, в чье ведение входит развитие сельского туризма, а может и министерства образования, если создать мастерскую при школе. Не должны оставаться в стороне и муниципальные органы власти, и поселковые советы, на чьей территории работают предприниматели и платят налоги. Все эти ведомства должны не только требовать пополнения бюджета, но и помогать предпринимателям.
Согласить, старый подход не предусматривает такой помощи и комплексного взаимодействия выше названных структур. Хотя в какие-то моменты их интересы пересекаются, и они объединяют усилия. При новом подходе межведомственное взаимодействие – это элемент системной работы.
- Но не возникнет ли здесь ситуация, когда у семи нянек дитя без глазу останется?
- Здесь я бы применил другую поговорку: «Ручьи сольются — река, люди соединятся — сила». Государство выступает в качестве партнера, а не няньки.
- Давайте рассмотрим конкретный пример по художественным промыслам, о которых Вы упомянули.
- Давайте. Согласно старому подходу, защитив свои проекты, один предприниматель получит деньги на приобретение тканей и швейных машин, другой на покупку деревообрабатывающего оборудования, третий еще на что-нибудь… И каждый из них займется своим делом. Государство только контролирует целевое использование выделенных средств. Такие взаимоотношения, вряд ли можно назвать партнерством.
Но наша цель глобальная – развитие всех видов художественных промыслов, которые есть в Пензенской области. Поэтому мы должны постоянно держать в поле зрения каждый из защищенных проектов и управлять всем портфелем проектов в совокупности. Проектное управление, как правило, предусматривает кластерный подход. В случае с художественными промыслами предпринимателей обязательно нужно включать в цепочки: поставка сырья, производство товаров, сбыт. Уже на стадии разработки эти позиции должны быть включены в план реализации проекта в виде соглашений о намерениях с поставщиками сырья и торговыми точками. Это очень важно. Главная просьба, которая звучала и звучит во время моих встреч с предпринимателями: «Помогите наладить сбыт продукции!!!». Именно в этом им нужна помощь, в том числе от государства.
Поэтому управляя проектами, нужно предусматривать подключение к их реализации разных заинтересованных сторон, даже тех, кто напрямую не участвует в них. В нашем случае - торговых организаций, туристических фирм, санаториев и домов отдыха… В одиночку предпринимателю сложно охватить столь разные направления бизнеса. Да и не нужно. Лишь встроившись в эту цепочку можно рассчитывать на успех.
В этом проекте целесообразно участие специалистов управления культуры и архива Пензенской области, в чьем ведении находится сфера художественных промыслов и туризма, а также представителей районных администраций и сельских советов, где этих предпринимателей знают.
- Нередко гражданское общество критикует власть в некомпетентном подходе к принятию некоторых решений. Что Вы можете ответить на это?
- Огульную критику не принимаю. Тем, кто так говорит, готов предложить поработать в одном из сельских районов. Конечно, при наличии у него соответствующего образования и компетенций. Не буду скрывать. У нас есть кадровые проблемы, особенно в сельских муниципальных образованиях. Высококлассные специалисты уезжают оттуда в город. И это не секрет. Есть и другая проблема. Численный состав муниципальных администраций ограничен, а спектр вопросов и проблем, который им приходится решать, значительно шире штатного расписания. Строительство, ЖКХ, культура, здравоохранение, образование, сельское хозяйство, промышленность... И каждое из этих направлений включает в себя десятки других. Возьмем хотя бы сельское хозяйство: животноводство, растениеводство, птицеводство, рыбоводство… Все эти вопросы требуют высокого уровня специальных знаний. Где взять таких многопрофильных специалистов?
- Вы оправдываете их некомпетентность?
- Ни в коем случае. Говорю о реальном положении дел и хочу подсказать выход из ситуации кадрового голода, как его вижу я.
В период предвыборной кампании многие предлагали и сейчас предлагают мне свою помощь и поддержку в реализации новых планов, проектов и программ, направленных на улучшение жизни в Пензенской области. Я благодарен им за это. Считаю, что такое искреннее желание участвовать в решении общих задач, должно только приветствоваться и поощряться на всех уровнях государственной власти. Среди них есть много высококлассных специалистов из разных сфер деятельности: агрономов, строителей, учителей, работников культуры, врачей, общественников, предпринимателей… Все они эксперты разного профиля. Концентрация таких мыслящих людей, способных разрабатывать и продвигать востребованные обществом идеи, это важный интеллектуальный ресурс для тех, кто принимает важные законодательные или исполнительные решения. И его нужно использовать. Объединение интеллектуального ресурса и социального взаимодействия позволит сломать перегородки между представителями различных профессий и направить усилия на решение разноплановых проблем.
С целью снижения социальных рисков при принятии политических и экономических решений в своей работе я намерен активно включать их в процесс обсуждения ключевых социально-экономических проблем региона и совместно вырабатывать пути их решения. Мы сформируем экспертное сообщество, в рамках которого активные граждане смогут стать внешними экспертами на своем уровне опыта, знаний и компетенций при обсуждении насущных вопросов нашей жизни.
Каждому будет предоставлена возможность высказать свою точку зрения, дать рекомендации по обсуждаемым вопросам, принять участие в разработке и экспертизе региональных проектов и программ, направленных на развитие региона. Обобщенное мнение, представляющее консолидированную позицию всех экспертов, будет учитываться при подготовке и принятии итоговых решений.
Такой подход можно назвать общенародным обсуждением, но я бы назвал его общественной экспертизой. Много раз говорил об этом и повторю еще раз. Власть должна знать о проблемах людей и их мнение по общественно значимым вопросам из первых уст, чтобы принимать правильные решения. Требую, чтобы все государственные и муниципальные служащие непосредственно общались с гражданами, знали, чем они живут и помогали им сделать эту жизнь лучше. Подчеркиваю. Не делать за них, а помогать им в этом. Мы не должны культивировать иждивенчество. Для этого людей необходимо вовлекать в процессы управления территориями и решения проблем собственными силами.
- Чиновники часто используют в своих выступлениях понятие гражданское общество. На Ваш взгляд, что это такое?
- Для меня это активные неравнодушные люди, которые отстаивают не только свои личные интересы, но и интересы всех, кто живет рядом с ними: соседей, односельчан, жителей района, города, области, а, в конечном счете, страны.
Гражданское общество - это тот человеческий капитал, который необходимо вовлекать в процесс управления государством на всех уровнях власти. Среди них наверняка есть высококлассные специалисты в разных сферах деятельности, которые могут давать дельные советы.
- Это действительно вариант смягчения проблемы кадрового дефицита.
- Скажу больше. Эти люди, еще и кадровый резерв для органов власти. Их нужно привлекать к разработке проектов, обсуждать с ними насущные проблемы, советоваться по разным вопросам, касающимся как жителей отдельных населенных пунктов, так и всей области. В том числе, дистанционно. Если сегодня с помощью Интернет можно учиться, проводить сеансы видеоконференцсвязи и даже проводить хирургические операции, почему нам не использовать интернет-ресурсы для эффективного управления территориями.
Это касается и острой нехватки на муниципальном уровне квалифицированных кадров, имеющих практику проектного управления и способных самостоятельно разрабатывать проекты. Учитывая это обстоятельство, возникает необходимость разработки и трансляции готовых типовых проектов и методик на муниципальный уровень, в том числе для создания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций.
Подводя итог нашему разговору, хочу сказать, что функции и мышление государственного служащего пора переформатировать и сделать из него не контролера, а сотрудника, который реальными делами помогает бизнесу наполнять бюджет региона, муниципалитета, города и поселка. Ведь государство, оказывая помощь бизнесу, рассчитывает, что вложенные средства вернутся в казну в виде налогов и новых рабочих мест.
- И последний вопрос. Какую роль в проектном управлении Вы отводите средствам массовой информации?
- Средства массовой информации должны стать обязательными и участниками каждого проекта. Они являются одним из механизмов формирования принятия решений, контроля и обратной связи с жителями области. Все проекты должны быть замкнуты на СМИ.
Успешная реализация государственных проектов и программ во многом зависит от их поддержки со стороны гражданского общества. Чтобы получить эту поддержку, население должно быть проинформировано о проектах. Многие положения программ и проектов требуют не только доведения их до населения, но и разъяснения. Тогда люди смогут сформировать свое отношение к ним. По публикациям в газетах и трансляциям на телевидении можно определить актуальность тех или иных проектов и остроту проблем, на решение которых они направлены. Помимо этого, СМИ могут создавать атмосферу заинтересованности в успешной реализации проектов и способствовать вовлечению граждан в процессы их реализации и контроля. И напротив, закрытость данной информации может оказать негативное влияние на ход реализации проектов.
Как показывает практика, закрытость информации – это путь к злоупотреблениям и коррупции при распределении и освоении бюджетных средств, направленных на финансирование госпрограмм.
Таким образом, СМИ призваны внести прозрачность и усилить общественный контроль за использованием и освоением бюджетных средств.
Особый интерес население проявляет к социальным проектам, так как они направлены на решение проблем непосредственно касающихся определенных целевых групп, а косвенно, и всего гражданского общества. Именно поэтому социальные проекты находятся под пристальным вниманием журналистов. Частота освещения той или иной проблемы в СМИ служит индикатором актуальности проекта, который направлен на ее решение: если проблема волнует людей, о ней пишут чаще. И, соответственно, чем чаще в контексте этих публикаций упоминаются ссылки на выступления государственных служащих, тем большее внимание решению проблемы уделяется на государственном уровне.
- Спасибо за интервью. Надеюсь, у этой темы будет продолжение, и мы вернемся к ней еще.