Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее – Управление) в целях профилактики совершения административных правонарушений в сфере земельного законодательства РФ сообщает, что Управлением в настоящее время возобновлена активная работа по рассмотрению поступающих обращений с проведением внеплановых выездных надзорных мероприятий на территории Пензенской области.
Стоит отметить, что в 2020 году поддерживается тенденция роста административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ - самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Также имеются нарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ - использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Нарушения по ст. 7.1 КоАП РФ особенно в летний период связаны с проведением ремонтно-строительных работ – замена (установка) ограждений, реконструкция (строительство) зданий, строений, сооружений, входных групп, как в жилом фонде, так и на коммерческих (административных) объектах. Управление настоятельно рекомендует обращаться к помощи уполномоченных лиц (кадастровых инженеров), которые с помощью геодезического оборудования на местности укажут на крайние точки объектов землепользования, что поможет исключить их владельцам занятия территории, права на которую отсутствуют.
Во избежании действий, способствующих совершению нарушений земельного законодательства РФ, стоит помнить, что согласно статьям 25 и 26 Земельного кодекса РФ единственным подтверждением возникновения права на недвижимое имущество, является его регистрации. Любые меры, направленные лицом на получение преимущества пользования тем или иным объектом недвижимости, должны иметь под собой четкий правовой фундамент, основы которого внесены в Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и Жилищный кодекс РФ.
При осуществлении функции государственного земельного надзора выявляемые нарушения, связанные с нецелевым использованием земельных участков (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ), зачастую представляют собой использование в коммерческих целях объектов недвижимости, которые для этого не предназначены.
Так, например, в гаражно-строительных кооперативах основным признаком использования земельного участка не по целевому назначению является организация шиномонтажа, станции технического обслуживания автомобилей в помещении гаража, предоставленного для личных некоммерческих целей владельца – хранение личного транспортного средства. Вопреки убеждений собственников: «Гараж мой, что хочу, то и делаю», - Управление представляет правовую позицию и судебную практику, сложившуюся при рассмотрении аналогичных ситуаций, а именно: объектом всех правонарушений, указанных в статье 8.8 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв). Рациональное использование и охрана земель регулируются нормами земельного, гражданского и экологического законодательства. Объективная сторона правонарушения заключается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица. Субъективная сторона правонарушения может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.
Таким образом, желание иметь стабильный доход от оказания услуг по шиномонтажу по сути характеризует владельца индивидуального гаража, оборудованного для исполнения такой услуги, как трудолюбивого и предприимчивого собственника вверенного имущества. Однако, прежде чем начать свою деятельность, необходимо учесть, что виды разрешенного использования земельного участка «для размещения гаража» и «для размещения СТО» координально отличаются друг от друга и по правовому статусу и по ставке налогооблажения, поэтому одного желания зарабатывать недостаточно. На пути к цели в достижении финансового благополучия, собственник таких объектов помимо своих желаний и возможностей должен первичнее всего учитывать положения Земельного и Градостроительного законодательства РФ.
Аналогичные ситуации по нарушениям, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в надзорной практике Управления встречаются по организации торговли в нежилых помещениях, расположенных на земельных участках с видом разрешенного использования «для размещения индивидуального жилого дома». Ассортимент таких «торговых точек» разнообразен – от посадочно-садового материала с инвентарем для дач до организации точек питания, расположенных вблизи оживленных транспортных узлов.
Примеров подобных нарушений по ст. 7.1 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ можно перечислять бесконечно, но их объединяет одно – отсутствие осведомленности владельцев недвижимого имущества о своих обязанностях при наличии права.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области стабильно расширяет знания физических и юридических лиц, предпринимателей в части соблюдения Земельного законодательства РФ как при проведении контрольно-надзорных мероприятий, так и посредством публикаций, организаций встреч с юридическими лицами и предпринимателями, обсуждений на площадках Правительства Пензенской области, администрации г. Пенза и иных контрольно-надзорных органах, действующих на территории региона. В целях информирования населения Пензенской области об исполнении закрепленных правом обязанностей собственников недвижимости специалистами Управления проводятся ежедневные консультации как по средством телефонной связи, так и на личном приеме у должностных лиц, а также через статьи в СМИ.
Административная ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Начальник Межмуниципального отдела по Колышлейскому и Малосердобинскому районам
Управления Росреестра по Пензенской области
Сушанло Александр Сергеевич