16 апреля 2024, вторник
Областные новости

 

 

 

 

Образование

23.11.2017

Девятый год Марина Варфоломеева занимается психологическим сопровождением учебного процесса в школе №1 посёлка Колышлей

Марина Варфоломеева – школьный психолог, и она как никто другой знает причины конфликтов, которые могут возникнуть в учебных учреждениях, и пути их разрешения.

  В должности школьного психолога она уже девятый год, поначалу совмещала ее с работой учителя начальных классов, и шестой год  занимается психологическим сопровождением учебного процесса в школе № 1.

   Направления работы достаточно разнообразны, так как включают всех участников образовательного процесса: детей, учителей и родителей. Именно об их взаимодействии и пойдет речь в нашей статье.

   - Чаще всего провожу диагностику с участниками образовательного процесса, - говорит Марина Александровна, - на такие темы, как взаимодействие детей в коллективе, учебная успеваемость, взаимодействие ребенка с учителем, взаимодействие ребенка со сверстниками. Еще одно направление – работа с неблагополучными семьями.

Часто  обращаются подростки, ведь подростковый период – самый тяжелый. В основном их беспокоит проблема взаимоотношений в семье. 

   - Марина Александровна, расскажите, пожалуйста, о проблеме отношений детей  и родителей.

   - В течение жизни у человека возникают несколько кризисов: кризис года, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый и так далее. Первые разногласия, недопонимания у детей  с родителями появляются в кризис семи лет. В это время у ребенка начинается учебная деятельность: он пришел в новую среду, начинает выстраивать новые взаимодействия и плюс ко всему ему необходимо усваивать учебную программу и новые правила поведения. Некоторые тревожные родители боятся, что их ребенок неправильно усвоит материал и необходимые навыки, одним словом, будет не такой как все. Соответственно начинают оказывать на свое чадо слишком большое давление, ругать за неусидчивость или плохое выполнение тех или иных заданий. А ребенок все принимает  близко к сердцу, в результате он становится плаксивым, чрезмерно эмоциональным.

   Подростковый кризис характеризуется стремлением ребенка отделиться от взрослых: «я сам», «я все могу», «мне помощь не нужна». Тут на первый план выходит не учеба, а взаимодействие со сверстниками, становится важным мнение друзей, а родительское уходит на второй план. На этой почве появляется недопонимание, и поэтому родители порой не знают, как справляться с этим.

   - А какие меры предпринимаются в этих случаях?

   - Ведем беседы с родителями. Чаще всего меня приглашают на родительские собрания, где я освещаю интересующие темы. В первом классе проводится лекция об адаптации  и эмоциональном состоянии школьников, в четвертом – об особенностях перехода из начального звена в среднее, ведь это также новый этап для ребенка. В старших классах затрагиваем тему профессионального выбора ученика, выявляем способности и склонности к той или иной деятельности, чтобы  в будущем было легче определиться с направлением обучения и выбором учебного заведения. А еще буквально недавно у нас стал работать родительский всеобуч – очень полезное и нужное новшество в школе.

Главная цель его – научить родителей гармоничному взаимодействию с детьми. Во время всеобуча родители прослушивают лекции, смотрят познавательные фильмы, которые помогают воспроизвести и обсудить проблемные ситуации, а  также проводятся занятия для родителей и детей, направленные на формирование отношений.

   - По вашему мнению, наказание – эффективный метод воспитания?

   - Само по себе слово «наказание» изначально рассматривалось как «наказ», то есть «я тебе покажу, помогу, как нужно решить проблему». Но уже долгое время под ним понимают совсем другое: наказать - значит применить физическую силу либо психическую атаку, что, естественно, неправильно. Одна из тем родительского всеобуча –  «Говорю, говорю или Почему слова не всегда помогают», а вторая «Эффект наказания: плюсы и минусы». Многие родители, придя ко мне, отмечают, что физически ребенка не наказывают, но отношения с ним не ладятся. А в итоге с помощью диагностики, разговора с детьми выясняется, что своими колкими фразами, руганью, и даже обзываниями они наносят большую травму. Многие взрослые зачастую не хотят признавать свою неправоту,  очень тяжело бывает их переубедить. Со своей стороны стараюсь привести больше доводов о том, что такое поведение губительно сказывается на их ребенке.

   - Скажите, какие ошибки чаще всего родители допускают в воспитании детей?

   - Основная ошибка – равнодушие. Родители озабочены своим личностным или  карьерным ростом и считают, что накормили ребенка, собрали в школу, одели, обули, купили, что ему нужно, – значит, свой долг выполняют хорошо. Но не все так просто! Для ребенка важны кроме материальных ценностей еще и  духовные. Ему просто необходимо,  чтобы родители были ближе: знали его радости и обиды, помогли в трудную минуту, возможно даже и защитили, когда это нужно.

   - А сколько времени в день, по вашему мнению,  необходимо уделять ребенку?

- Как таковых временных рамок нет. Но, например, если родитель весь день занят на работе, а ребенок в школе, то вполне достаточно вечером час-два побыть вместе,  просто поговорить или посвятить время совместной деятельности. Очень полезно маленьким детям читать сказку на ночь. Негатив, плохое настроение ни в коем случае не следует срывать на детях. Утро необходимо начинать с приятных моментов: пожелания доброго дня, «обнимашек» и поцелуев – для детей это очень важно. Они понимают, что родители их любят и заботятся о них, а значит взаимоотношения будут открытыми и доверительными.

   - Марина Александровна, а какие еще Вы даете рекомендации родителям по налаживанию отношений с детьми?

   - Во-первых, я рекомендую каждому родителю решить свои личностные, внутренние проблемы. Когда человек эмоционально спокоен, то и взаимоотношения  строятся намного легче.  А  если у взрослого есть какие-то внутренние комплексы и проблемы, которые с годами накапливаются, то со временем родители их выплескивают на детей в виде эмоциональных срывов, криков. Значение слова «родитель» нужно понимать не в узком смысле — от слова «родить». Главное все-таки воспитание, ответственность за становление ребенка, его будущее. Зачастую взрослые уважают друг друга, себя, а уважать детей у них не всегда получается. А самым ценным является взаимное уважение. Во время одного занятия мы демонстрировали достаточно емкий и содержательный художественный фильм «Бумеранг». В нем рассматривалась ситуация, которая дает понять, что мы запускаем бумеранг сейчас, а вернется к нам он со временем от детей. Если отдаем ласку, любовь, уважение, сочувствие, это же и получим. Ребенок очень остро чувствует все происходящее вокруг него и имеет большую привязанность к своим маме и папе.  Дети верят не словам, а действиям. Холодное отношение плохо сказывается на их эмоциональном самочувствии. Еще очень важно, чтобы взаимодействие  родителей было общим, чтобы папа с мамой действовали в одном направлении и принимали активное участие в воспитании. Родительский всеобуч призван показать, что основную ответственность за ребенка все-таки несет родитель, а садик, школа, улица – это все второстепенно.

   Любое мое собрание начинается со слов, что «ребенок учится тому, что видит в собственном дому». Что бы ни пытались учителя показать и привить, чему бы ни учили, он придет домой и увидит совсем другое и будет следовать последнему. Дети, как губки, впитывают прежде всего ту информацию, которая идет от родителей.

- Расскажите, пожалуйста, о конфликте дети – учитель.

- Конфликты такого плана существуют и достаточно распространены. Иногда они возникают из-за недопонимания учителя или ребенка. Следует помнить, что не бывает лишь одной виноватой стороны – в любом конфликте виноваты оба человека. Если, например, ученик провоцирует учителя на какую-то грубость, виноваты оба: ученик, потому что спровоцировал, а учитель, потому что не смог сдержаться. Такое случается. Если возникла та или иная ситуация, мы беседуем, находим причины, пути разрешения конфликта и возможности примирения. В школе существует служба примирения, а также группа школьников активно занимается проблемой разрешения конфликтов между учениками и учителем.

- Марина Александровна, а что можно сказать о конфликтах между родителями и учителями?

- И такие противоречия нередки в наше время. В чем же здесь основная причина? А в том, что многие родители  эмоциональны, зачастую они хорошо знают свои права, но не всегда исполняют свои обязанности. Порою, не разобравшись в той или иной ситуации, они предъявляют претензии учителям или учебному заведению. Например, ребенок преподнес  не совсем правдивую информацию. Выслушав только одну сторону, родитель оценивает ситуацию негативно. Я всегда рекомендую выслушать обе стороны, объективно оценить ситуацию и, только владея достоверной информацией, делать соответствующие выводы. Как правило, человек не может выразить суть претензий, а просто говорит, не объясняя причины: «Вы виноваты». А это еще больше провоцирует конфликт, так что нужно больше говорить, не замалчивать обиды и претензии.

Главное, на  что хотелось бы обратить внимание наших читателей, -  какая бы жизнь у нас ни была активная, загруженная, не надо забывать о своей семье и близких людях, которые нуждаются в вашем внимании. И, конечно, в первую очередь необходимо уделять больше времени детям, их воспитанию. Какой бумеранг вы запустите сейчас, такой к вам вернется в будущем.

Марина Федяшина.

Оставить комментарий