26 ноября 2024, вторник
Областные новости

 

 

 

 

Образование

18.01.2018

В колышлейских школах ведется методическая и практическая работа по созданию условий равноправного участия детей с ограниченными возможностями здоровья в различных формах взаимодействия со здоровыми детьми

 Школа: учить детей с особыми потребностями

В 2016 году в одном из номеров «Т.Ч.» мы рассказывали о том, что в практику работы школ района начинает входить инклюзивное образование. Можно ли, спустя более чем год, подвести этому некоторые итоги, каковы проблемы и реалии инклюзии? На эти вопросы сегодня отвечает главный специалист отдела образования Ольга Юрьевна Алексеева.


   - Так как нынешняя тема очень непроста, начну с того, инклюзивное (или включающее) образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе. С каждым годом в наши школы приходят все больше детей c ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Важно помочь каждому такому ребенку получить качественное доступное образование, и оптимальный для него способ адаптироваться в жизни. Сейчас в школах района обучаются 30 детей с ОВЗ. Одни из них учатся в классе с нормативными детьми, другие по индивидуальным программам на дому. Кроме организации образовательного процесса, в школах ведется методическая и практическая работа по созданию условий равноправного участия детей с ОВЗ в различных формах взаимодействия со здоровыми детьми. 

   Для детей с особенностями психофизического развития нужны специальные условия обучения, которые бы учитывали их особые образовательные потребности, им  необходима и специальная поддержка. В этом задача. Но тут возникают вопросы развития инклюзивной практики, связанные в нынешней школе с тем, что она (как социальный институт) ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточны типовые методы педагогической работы. То есть с одной стороны есть массовое образование с его ориентацией на нормативного ученика, с другой – Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ОВЗ предусматривает адаптацию образовательной среды к потребностям таких детей. Поэтому при реализации инклюзии в школе первичны этапы психологических и ценностных изменений и уровня профессиональных компетентностей специалистов.

ЕСТЬ ОПАСЕНИЯ

   Психолого-педагогическое сопровождение - одно из условий получения образования детьми с ОВЗ. Созданные в школах психолого-педагогические консилиумы разрабатывают адаптированные программы с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Но для организации образовательной деятельности и коррекционных занятий необходимо наличие в школе педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога. В сельской школе данных специалистов нет, так как для введения дополнительных штатных единиц требуются денежные средства, которых в бюджете тоже нет. Возможно, конечно, взаимодействие с логопедом и психологом поселковых школ, но их часовая нагрузка по основному месту работы не позволяет им выезжать в другие учреждения так часто, как это требуется. Да и доехать сегодня до сёл общественным транспортом проблематично.

   Основные опасения педагогов связаны с пониманием собственного дефицита в знаниях в области коррекционной педагогики, в формах и методах работы с детьми с нарушением развития, учитель должен пройти курсовую подготовку к работе с детьми с ОВЗ. Ведь в основном учителя массовых общеобразовательных школ поверхностно знают специфику обучения таких детей, не имеют опыта работы с ними, в то время, как требуется использование иных методов и приёмов организации учебной деятельности детей с разными возможностями с учётом проведения занятий в одном классе. От квалификации педагога, его умения создавать доверительные, комфортные условия для всех учащихся, зависит успех программы, равно как и от психологической готовности учителя принимать детей с нарушениями в развитии.

   Также большую трудность представляет организация процесса обучения детей с умственной отсталостью разной степени выраженности и множественными  нарушениями в развитии. Другой проблемой остается недостаточная обеспеченность учебно-методическими материалами, программами для работы с детьми с ОВЗ. Не достаёт пока и качества программно-методического обеспечения. Образовательная концепция для детей с нарушениями в развитии выдвигает ряд специфических требований и к материально-технической базе. Это организация пространства, временного режима, рабочего места, доступа к техническим средствам обучения, специальным учебникам, тетрадям и дидактическим материалам.

ЗДОРОВЬЕ И ТАЛАНТ                                        

   Другим важным вопросом является вовлечение детей с ОВЗ во внеурочную деятельность. Ребенок с особенностями в развитии  может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем. Зачастую именно занятие каким-либо творчеством приносит таким детям радость. Примеры тому есть. Так, с учетом психофизического развития ребенка педагоги районного дома детского творчества (ДДТ) проводят индивидуальные занятия на дому по разработанным адаптированным программам. Сейчас по таким программам занимаются четверо детей, одна девочка – дистанционно. Одной из форм дополнительного образования детей с ОВЗ может быть  проектная деятельность, организуемой педагогами школы.                                         

      Среди проблем детей с ОВЗ – недостаток контактов со сверстниками и взрослыми. Важно привлекать этих детей, особенно обучающихся на дому, для участия в различных мероприятиях, праздниках, образовательных и развивающих проектах, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях. Например, в тренажёрном зале бассейна «Бригантина» в декабре педагоги и тренеры ДЮСШ (Оксана Ивановна Абрамова и другие) провели спортивный праздник «Поверь в себя», чтобы показать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не забыты, что о них помнят и готовы прийти им на помощь. Подробно об этом празднике можно прочесть на сайте администрации района.

РОДИТЕЛИ И СОЦИУМ

     Но сегодня важно также говорить и о психологии родителей детей с ОВЗ, имеющую свои особенности. У них часто нет достаточных знаний и навыков, необходимых для воспитания ребенка с ограниченными возможностями. Поэтому нужна консультативная работа психолога с родителями, воспитывающими таких детей. Есть и ещё одна проблема. К сожалению, в нашем социуме есть неприятие детей с особенностями в развитии их сверстниками. Очень важна здесь позиция педагога. Важно побуждать у здоровых детей милосердие и сострадание, готовность прийти на помощь, понимание того, что люди не все одинаковы, к ним надо проявлять заботу, уважительное отношение, терпимость.

   В качестве эффективного средства организации образования детей с ОВЗ, особенно детей, имеющих трудности в передвижении является дистанционная форма их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Дети из нашего района тоже обучаются по такой форме.

   Теперь понятно, что факт прихода ребенка с ОВЗ в школу не делает её в одночасье инклюзивной. Ведь процесс управления и развития школы, её материально-технической составляющей, профессиональных компетенций педагогов, взаимоотношений всех участников образовательного процесса - неразрывны. И ещё. Среду, адаптированную к образовательным потребностям детей с ОВЗ можно создать только при тесном контакте педагогов с родителями. Изменения, которые постепенно внедряет инклюзивное образование в работу общеобразовательных школ, несмотря на все сложности, позволят более полно реализовывать права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития.

Оставить комментарий