26 ноября 2024, вторник
Областные новости

 

 

 

 

Образование

29.03.2018

Психолог является незаменимым звеном школьной системы

Что включает в себя психолого-педагогическая работа в школе, каковы ее цели и насколько важен специалист этой профессии в образовательном учреждении? Об этом мы расскажем вам в данной статье.

   В школе № 1 п. Колышлей уже десятый год работает педагогом-психологом Марина Александровна Варфоломеева. Она с открытой душой относится к каждому обратившемуся к ней ребенку, учителю или родителю, стремится понять и помочь в разрешении возникшей проблемы.

   Педагог-психолог создает условия для развития личности и успешного обучения. Психологические тренинги способствуют формированию у детей способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению, помогают в разрешении тех или иных проблем ребенка.

   Все дети разные, поэтому психологические мероприятия со школьниками делятся на несколько категорий, начиная с младших и заканчивая старшими классами. Как только ребенок поступает в школу, педагог-психолог работает с ним на адаптацию и благоприятное приспособление к изменившимся условиям.

   - Детям предлагается нарисовать школу, семью - по рисункам определяется эмоциональное состояние ребенка на момент поступления в школу. На родительском собрании оглашаю результаты и, если с кем-то из детей необходимо поработать, спрашиваю разрешения у родителей. Также в первом классе реализуется программа «Я и мир вокруг меня», с помощью которой осуществляется развитие  психических процессов, коррекция эмоциональной сферы, - рассказала Марина Александровна.

   «Учимся играя» - познавательная игра для вторых классов и старше. Ребятам задается вопрос «Что делать, если…», а они должны выбрать правильный ответ, представленный на карточках. У ребенка развивается мышление, он учится выражать свое мнение. Вторая часть игры рассчитана на среднее звено. С ними разбираются уже более серьезные и актуальные для подросткового возраста вопросы. К примеру, «Что делать, если тебе предложили закурить».

   - Одна из интересных методик - «Эмоциональный интеллект». Детям дается определенная жизненная ситуация. Ребенок переносит данную ситуацию на себя, рассказывает о своих чувствах в данный момент. Я учу детей не бояться выражать свое мнение, чувства и эмоции. Особенно данная методика помогает детям с проблемами в семье. Выявляем проблему, разбираем ее суть и даем рекомендации, - поделилась педагог-психолог.

   Тренинги на адаптацию проводятся также в 10 классах, так как после 9 класса много детей уходит из школы, классы переформируются, создаются новые. Кто-то друг друга знает, а кому-то приходится заново налаживать общение. Положительный опыт в данном случае получила диагностика социометрия, показывающая взаимоотношения детей в коллективе.

   Для пятых классов актуальны методики «Здравствуй, 5 класс», «Находим друзей», а также Марина Александровна проводит диагностику уровня тревожности по Филлипсу. Чаще всего тревожность начинает проявляться с 4 класса. Связана она, прежде всего, с взрослением детей, а также с возрастанием ответственности: увеличивается количество школьных предметов, учителей, нагрузки. А если еще и в семье неполадки, то это чувство усугубляется еще больше.

   - «Круги на воде» - интересная методика, позволяющая узнать, с каким социумом у ребенка теснее связь: с семьей, друзьями, школой или улицей. Многие родители, узнав о результатах той или иной методики, начинают вступать в спор, считая, что с их детьми все в порядке. И чаще всего - это те, у кого реально существуют проблемы, - считает Марина Варфоломеева.

   С девятого по одиннадцатый классы осуществляется работа по профориентации.

   - Раньше я преподавала курс «Основы выбора профиля обучения», состоящий из различных диагностик, благодаря которым выявлялась предрасположенность к той или иной профессии.  Сейчас провожу методику «Восьмиугольник по Климову», - поделилась Марина Варфоломеева.

   Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ сложна для учащихся как физически, так и психологически. Марина Александровна проводит классные часы и родительские собрания по данной теме, рассматривает с детьми, родителями те или иные ситуации, рекомендует, как справиться со стрессом на экзамене. По ее мнению, очень полезны в данном случае пробные экзамены. Это некая тренировка перед соревнованием, с помощью которой ребенку будет легче справиться со своими эмоциями на настоящем испытании.

   Дети не подкованы в правовой сфере, поэтому в школе организуются и на эту тему классные часы. «Проступок, правонарушение» - так звучала тема одного из мероприятий, где знакомились с Конвенцией о правах ребенка, говорили о правонарушениях и наказаниях, которые могут последовать.

   Многие выпускники обращаются к Марине Александровне Варфоломеевой и после окончания школы, ведь поступление в высшее учебное заведение также является стрессовым для молодого человека.

   - Я помогаю всем, кто ко мне обращается за помощью. Если есть возможность, так почему бы не помочь? А какое счастье видеть их радостные лица и слышать слова благодарности в ответ. Понимаешь, что работаешь не зря, - с улыбкой на лице говорит Марина Александровна.

   - Марина Александровна, охотно ли дети и родители идут на контакт с Вами?

   - Первое время многие скептически относились к моей работе. А все потому, что путали психолога и психотерапевта, относились с подозрением на мое предложение побеседовать. Хочется донести, что психолог - это педагог, а не врач. Даже если я и знаю диагноз, поставить его не могу, так как это не в моей компетенции.

Сейчас большинство родителей охотно идут на контакт, но, опять же повторюсь, не все.

   - Расскажите, пожалуйста, о работе с «проблемными детьми», «детьми зоны риска»?

   - Для таких детей создана специальная программа «Дорога добра», в рамках которой осуществляется работа по профилактике проступков, преступлений, формированию здорового образа жизни. Индивидуальные занятия также присутствуют. Работать с такими детьми непросто в силу того, что они поначалу воспринимают все в штыки, ведут себя закрыто, не идут на контакт. На то я и педагог-психолог, чтобы помочь ребенку раскрыться. Ведь все зависит от социального окружения, среды обитания ребенка, семьи, школы и друзей. Когда начинаю работать с одним из них, открываю для себя его внутренний мир и вижу, насколько он несчастен. Поэтому свои настоящие эмоции дети прячут за маской недоверия и негативного поведения.

   Таким образом, психолог является незаменимым звеном школьной системы. Он как парламентер в неразрешимых, на первый взгляд, проблемах или конфликтах находит точки соприкосновения и подводит к нужному принятию решения.

Марина Федяшина.

Оставить комментарий