Для учителя русского языка и литературы школы № 2 р.п. Колышлей Инны Сергеевны Никулиной нынешний год - юбилейный: в профессии и в школе она уже 25 лет.
Выбор жизненного пути – сложный вопрос для каждого человека. Но, по признанию Инны Сергеевны, профессия педагога ей с детства была по нраву, тем более, что в семье были учителя: бабушка по папиной линии вела начальные классы в Карауловской школе, мамины сёстры также были учителями. Так что Инна не сомневалась, кем она станет во взрослой жизни. Не последнюю роль в определении направления педагогической стези сыграла педагог Александра Александровна Белавкина, которая в старших классах школы № 2 (сюда Инна перешла из 1-й школы после её разделения) преподавала русский язык и литературу, став для старшеклассницы идеалом и образцом во всех смыслах слова.
- Ещё в 1-й школе мы были очарованы этой учительницей. Однажды мы все сбежались посмотреть из окна, как она, с шикарной косой, спускающейся ниже пояса, не спеша шла по школьному двору. Эта красота просто поразила и надолго запомнилась. А уж в 10 и 11 классах, Александра Александровна стала для меня и образцом учителя. Она привила мне любовь к своим предметам, тем самым определив мой выбор, - сказала Инна Сергеевна.
Когда она выпускалась из школы, в старших классах вела практику по русскому языку и литературе Наталья Валентиновна Прокина (сейчас она руководит методобъединением учителей русского языка и литературы), после вуза оставшаяся здесь преподавать. К ней, уже как к коллеге и классному специалисту, Инна Сергеевна всегда при необходимости шла за советом, начав работу в этой школе.
- Все мои коллеги – это и профессионалы, и друзья, к которым можно обратиться с любым вопросом, с которыми интересно поговорить на любую тему, обсудить, как с единомышленниками, школьные проблемы, точно зная, что тебя услышат, поддержат, поймут, дадут тебе совет, - отметила И.С. Никулина.
Инна Сергеевна, размышляя о сути профессии учителя и его роли, убеждённо говорила, почему сегодня они остались теми же, но и стали иными.
- Задачи педагогов вроде бы остались прежними, но в современной школе выполнять их совсем непросто. Увеличилась скорость жизни, изменив и общество, и детей. Сказать сейчас, что учитель – это тот, кто стоит у доски с мелом – неверно. Роль учителя другая. Во-первых, он модератор, которому нужно в этой скоростной жизни выстроить отношения с детьми и особенно с родителями, так как те порой, как бы это ни было странным, знают своих детей меньше, чем учителя. Во-вторых, сейчас, как никогда, нужно задачи планирования занятий проектировать на конкретных детей, так как все они очень разные. В-третьих, у педагога есть ещё одна функция – он навигатор. Ведь не секрет, что дети сегодня смотрят на многое с такой позиции: человек должен быть успешным, состоятельным, и не все предметы в школе для того обязательны. Но учитель должен сориентировать, где в современном потоке возможностей эти знания, в частности, по русскому языку, можно применять. Нужно противопоставить свои доводы клиповому мышлению школьников, убедить их, что не всё так однозначно, как они считают, что в их жизни обязательно будут ситуации, где им понадобятся, на их взгляд, «ненужные» знания, ведь именно у грамотного человека больше шансов продвинуться. Пониманию того способствует и проектная деятельность, даже мини-проекты, которые создаются на уроке.
- А должен ли педагог учитывать психологическое состояние ребёнка, или стоит не замечать этого, авторитарно выполняя задачи урока?
- Учитывать должен обязательно. Например, когда ты видишь пришедшего на занятия бледного, покрытого испариной ученика и не получаешь ответа о причинах такого состояния, лучше просто отправить его домой (толку от него на уроке не будет), а после связаться с родителями. Кстати, в моём случае, такая реакция у ребёнка однажды была не из-за здоровья, а из-за проблем взрослых в семье, о чём я узнала позже. Так что – внимание к детям…
- Инна Сергеевна, лишь сферой своего предмета учитель может ограничиваться?
- Может. Но не должен. Есть даже такое понятие – метапредметность. На «вырост» надо работать над собой, образовываться разносторонне. Кстати, в Китае учительское профессиональное сообщество в этом плане много делится опытом. Мы тоже не должны отставать.
- Часто ли Вы испытываете состояние счастья от профессии, или любимое дело едино с буднями?
- Наверное, такие эмоции есть всегда, но бывают отдельные ситуации. Выпускной, например. Или когда уже после школы тебе звонят бывшие ученики, хотят с тобой поговорить, не забывают, в общем. Как-то ко мне в класс очень просился один ученик, я не была против, но слово было за директором школы, к которой он ходил и получил разрешение. А после сказал: «Спасибо, что Вы меня взяли…». Для меня это был очень счастливый момент. У каждого учителя такие есть.
В семье И.С. Никулиной сегодня есть кому продолжить её дело. Сын Александр закончил педуниверситет и работает в городской школе учителем физической культуры. Матвей пока в 8-м классе, его выбор – впереди, хотя в целом, по мнению Инны Сергеевны, педагог сейчас – не престижная профессия у молодёжи, наверное, государство не особо её возвышает. Домашние гордятся делом Инны Сергеевны (в 2010 г. она была победителем муниципального этапа конкурса «Учитель года» и дипломантом регионального конкурса), хотя супруг всё ещё привыкает к её вечной занятости школой. А здесь педагогу важно не только научить своему предмету, но и развить в учениках стремление преодолевать жизненные трудности, используя литературные примеры, учиться не на своих, а на чужих ошибках: в одной и той же ситуации выбор бывает разный.
Правда, самой порой не приходится выбирать: «дёрнули» с урока класс на мероприятие - нужно участвовать, перекраивая на ходу занятие и переживая за детей из филиалов, которые вовремя не поедят. «И почему нельзя заранее службам всё согласовать?» - спрашивает педагог, переживающий из-за вечной нехватки времени. Всем её коллегам это знакомо. В современной школе учителю так нужно соответствовать требованиям, чтобы в его профессии обязательно появлялись последователи, а строгие судьи – дети - не забывали его ещё много лет…
Ольга Юдина.