Сергей Степанович Родин - педагог с 30-летним стажем. Его высокий творческий потенциал, по мнению коллег, помогает коллективу и дисциплинирует: за авторитетом всегда хочется тянуться.
Директор школы № 1 Ирина Борисовна Герасимова вполне согласна со словами своего заместителя Елены Евгеньевны Квасниковой о первопроходце. Ведь важный предмет — робототехнику - С.С. Родин стал вести первым в районе, начав с пилотного проекта начальной школы, а дальше и в других классах.
- Сергей Степанович – высокоорганизованный человек, требовательный к себе и к детям, которые только могут учиться его пунктуальности, стремлению к новому. Он для них – душа, они тянутся к нему, а он выводит их к победам. Он боец на творческой ниве и в то же время – интеллектуал с таким уровнем культуры, который никогда не позволит ему ввязаться в свару, дрязги. Но наш коллега посоветует и расставит точки над «и» так спокойно и убедительно, что ни у кого не остаётся сомнений в его правоте. Мы к нему всегда прислушиваемся. А ещё это человек, увлекающийся спортом, разбирающийся в музыке, живописи. Человек, который, как говорят, разобьётся «в лепёшку», но сделает всё возможное, чтобы помочь другому. Он может всё, даже построить дом своими руками, оставаясь при всех своих талантах и мастеровитости очень скромным, деликатным человеком, обладающим ещё одним важным для всех качеством – чувством юмора, - ёмко добавила о С.С. Родине Елена Евгеньевна.
Вот таких представителей сильного пола, увы, не хватает как в жизни, так и в школе. Наверное, педагогом может быть тот мужчина, который изначально преданно любит своё дело, детей, умеет грамотно и доходчиво объяснить свой предмет, отлично владея его глубиной и не ограничиваясь на уроке лишь его сферой. Сергей Степанович говорит, что ограничиться своим направлением преподавания - значит быть ограниченным человеком. Он считает, что в коллективе школы таких педагогов нет. По мнению учителя, на уроках нужно быть готовым ко всему: от неожиданных вопросов по теме, до провокационных, проверяющих твою компетентность в разных плоскостях «гранита науки» либо житейских тем.
- Дети сегодня «подкованные» и далеко не мыслят рамками предмета. «Завалить, засыпать» учителя, особенно молодого, – не редкость, - говорит Сергей Степанович.
Были такие ситуации и у него, особенно в начале пути, когда вёл немецкий язык. Например, могли спросить редкое слово, которое можно было найти лишь где-то в словарях.
Учитель как сейчас помнит начало своей стези, когда он 2 года был директором Трескинской школы и вёл там иностранный язык. В своём ученике – Валерии Лачугине - он увидел тогда талант и всеми силами его развивал. И не зря. Валерий Анатольевич Лачугин (он уже много лет директор Трескинской школы) как преподаватель иностранного языка стал в 1998 г. победителем конкурса Пензенской области «Учитель года». С. С. Родин его поддерживал, и по сей день считает этого учителя настоящим, креативно мыслящим профессионалом. Сейчас немецкий выбирают не все ученики, но Сергей Степанович, хоть и не ведёт сейчас этот предмет, знает, что в классе Ираиды Викторовны Фроловой тоже есть свои звёздочки в его изучении. О своих коллегах в районе С.С. Родин говорит: «Наберу сходу 2 десятка учителей от Бога. Это зубры педагогики, и много настоящих профессионалов, которые постоянно развиваются, чтобы быть на много впереди своих учеников». Сейчас Сергей Степанович преподаёт информатику и робототехнику и говорит, что в каждом классе преподносит эти предметы по-разному, ведь одинаковых учеников нет, в отличие от темы урока. Объясняет он это просто: «Дети не должны идти в школу, как к станку, потому педагогика – это творчество». А творит он вместе с учениками. И не случайно дважды с лучшими из них успешно представлял нашу область на Всероссийских фестивалях роботехники в Москве.
Почётный работник общего образования, человек, имеющий немалый жизненный опыт (он, кстати, имеет медаль за отличие в охране государственной границы СССР), включая работу заместителя главы администрации района, в школе – заместителя директора по воспитательной работе, он уверен, что и сам, и его коллеги не случайно выбрали свою сложную стезю.
- Мне очень повезло в жизни. В том, что учительская «карьера» началась в Трескинской средней школе, где имел счастье работать и жить в прекрасном коллективе, приобрёл бесценный опыт, что через несколько лет мне так пригодилось в самой большой, и для меня теперь самой лучшей школе - школе №1. Лучшей не в районе или области, а просто лучшей. И не по внешнему виду или оформлению, а по духу, по традициям, взаимоотношениям коллег, по их деловым качествам.
Повезло в том, что на моём пути не встретились люди ограниченные и безразличные (это самое страшное для школы). Уровень знаний, подготовки или опыта столь же важен для учителя, как и его отношение к делу, к детям, к окружающим. Важно и стремление учителя к познанию нового, можно сказать к «встраиванию» себя в резко изменяющийся мир. Это важно, чтобы быть на одной волне со своими воспитанниками, понимать их и иметь право их учить. Не диплом, а состояние души, не должность, а призвание и признание – вот, на мой взгляд, определение слова «учитель».
Удовлетворённость и радость от своей работы, от урока можно получить не тогда, когда весь класс работает по твоему плану, не тогда, когда ученики тебя слушают и слушаются, а когда видишь, что горят глаза, что им интересен и понятен предмет. И хотя в последнее время говорят, что учитель должен научить детей добывать знания самим, прежде надо показать дорогу и заинтересовать. Говорят, что нынешнее поколение учеников сильно отличается от предыдущих. И это естественно. Уровень содержания школьных программ гораздо выше и сложнее, чем 20-30 лет назад. Новые IT-технологии позволяют ребятам получать информацию в таких объёмах, что раньше и не снились. Но в этом море информации их надо научить плавать и ориентироваться. Если они здесь впитают в себя доброе и полезное и применят эту информацию в жизни, тогда можно сказать, что сейчас поколение действительно более «продвинутое», чем наше. А пока их отличает только наличие новых гаджетов и умение ими пользоваться. Так что поле деятельности для учителя в плане подготовки и воспитания личности во благо детей безгранично, и здесь, уверен, педагоги района не подведут…
И пусть уверенность Сергея Степановича ведёт его, нынешних и будущих его коллег по их дороге успешно и теперь, и дальше, ведь без учителя нет жизненного импульса образовательного мира, нет движения вперёд, нет начала всего, чем мы с вами гордимся на этой земле!
Ольга Юдина.