Её педагогический стаж - 32 года. Но в течение уже 15 лет она работает и логопедом в детском саду «Золотой ключик». О том, почему получила дополнительную специальность, каковы основные проблемы профессии, мы поговорили с Еленой Евгеньевной, ведь совсем недавно - 14 ноября- отмечался профессиональный праздник — День логопеда.
- Как сложилось, что Вы стали логопедом?
- На собственном опыте пришлось столкнуться с логопедическими проблемами. Младшая дочка говорила плохо, что называется «каша во рту». Долго не могли понять причину. Когда она готовилась идти в школу, решили проконсультироваться у логопеда и поехали в Пензу. Судьба свела с хорошим специалистом. Он установил диагноз, настроил нас на упорную работу и показал упражнения, которые следовало выполнять ежедневно. Через 3 месяца мы были на следующей консультации и логопед был поражен нашими успехами. Тогда впервые услышала, что у меня есть способности логопеда: мне даже давали направление на учебу. А еще я поняла, что знания и навыки постановки звуков востребованы в профессии учителя начальных классов.
В начале 2000-х годов последовало большое сокращение учителей, так как уменьшилось количество детей в школах. В отделе образования предложили пройти переподготовку в Институте развития образования. Не сразу я решилась на этот шаг. Сначала поехала на курсы повышения квалификации, а там встретилась с куратором курсов логопедов Натальей Ростиславовной Латышевой. Она сподвигла меня на учебу и в ноябре зачислила на курсы. Интереснейший человек, она в течение многих лет является моим советчиком во многих сложных вопросах.
Так получилось, что с учительской деятельностью не рассталась, работаю логопедом по совместительству. Начинала по нескольку часов в 3-х районных садиках. Теперь веду занятия только в «Золотом ключике».
- Какие случаи в практике считаете сложными?
- Бывает, трудно поставить диагноз. Логопед ведь следит за работой речевого аппарата. А иногда проблемы с речью являются сопутствующими. Недавно удалось выявить, что причиной нарушения речи у ребенка является тугоухость. Маме было трудно поверить, что мальчик плохо слышит. Но, когда назначили лечение, особенности речи стали нивелироваться быстро. Мама теперь успокоилась и занимается с ребенком по особой программе. Стал более уверенным и мальчик.
- За годы Вашей деятельности произошли какие-то изменения в речевом развитии детей?
- Изменения, к сожалению, идут не в лучшую сторону. В начале моей логопедической практики в старшей группе детского сада было, как правило, 2-3 ребенка с нарушениями или дефектами речи, остальные — норма. Теперь наоборот: норма всего у 2-3-х.
- В чем видите причины отрицательной динамики?
- Наша жизнь претерпела большие изменения, особенно в последние 10 лет. Родители перестали разговаривать с детьми, общаются все чаще при помощи телефонов. Даже если есть свободное время, они подолгу «сидят в телефонах» или «зависают» в компьютере. Им удобно, чтобы дети не беспокоили. Поэтому малыши тоже много времени проводят с гаджетами. Речевой практики у детей нет. В итоге сегодняшние первоклашки считают, что земляки — это земляные червяки, а рожок, в который играет пастушок, — это мороженое.
Одна из ошибок родителей — так называемое «сюсюканье» с детьми. Почему-то взрослые уподобляют свою речь лепетанию ребенка, вместо того чтобы демонстрировать пример правильной речи.
Еще родители перестали читать детям книги. Чаще всего включают телевизор или находят в интернете мультфильмы или художественные фильмы, где главным является видеоряд. Ребенок не учится понимать речь, она вторична для восприятия. В итоге дети стесняются выражать свои мысли, боятся говорить и не понимают, не слышат друг друга.
У детей слабо развита моторика рук. Они не играют в мяч, не рисуют, не прыгают через скакалку. В целом они ослабленные. Ослаблен и речевой аппарат.
Одной из главных причин недоразвития речи ребенка считаю отсутствие внимания со стороны взрослых.
- Дайте, пожалуйста, советы родителям, которые озабочены развитием речи своего малыша.
- Если ребенок почти не играет в игрушки, не проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки, то вам помогут приемы, стимулирующие развитие его речи.
Назову несколько.
1.Разговор как со взрослым. Почаще обращайтесь к ребенку. Пусть ваша речь будет одновременно простой и правильной, взрослой.
2. Разговор с самим собой. Когда малыш находится рядом, начните говорить вслух. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко».
3. Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Вы как будто подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.
4. Провокация, или искусственное непонимание. Взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, ребенок просит дать книгу, а вы даете не ту. Как бы провоцируете его на дополнительные объяснения.
5. Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком? Тебе дать целое яблоко или половинку?»
Проводите с детьми побольше времени, пойте и читайте книги, играйте в подвижные игры, гуляйте вместе и говорите, говорите, говорите. Тогда вы будете знать проблемы речи у ребенка и найдете способы их решения.
- Спасибо за интересную беседу. С профессиональным праздником Вас!
Людмила Тарасова.