26 апреля 2024, пятница
Областные новости

 

 

 

 

Праздники, даты

22.12.2020

Судьбы страны в сороковых - памятных годах решались не только под Москвой

Так называется роман Василия Ажаева про то, что судьбы страны в сороковых - памятных годах решались не только под Москвой.
   Роман был опубликован в 1948 году. Через два года после шумного успеха романа, в 1950-м, рядом с описанными местами,  далеко от Москвы, в маленькой Корее сработал детонатор новой  войны. Это было так далеко от Москвы, что никто не заметил, что до мирового пожара оставалось всего ничего… Американцы именуют эти события «Забытой войной»…  
 По результатам Второй мировой войны Корея была поделена пополам – в южной части страны была зона оккупации США, в северной – СССР. Со временем иностранные войска должны были покинуть Корейский полуостров, оставив после себя единое Корейское государство. Ну а пока США привезли своего университетского профессора, корейца по происхождению, Ли Сын Мана и объявили его президентом Южной Кореи. У нас был свой кандидат в лидеры - Ким Ир Сен.  Ким Ир Сен в годы японской оккупации руководил партизанским движением в Корее, и, соответственно, пользовался гораздо большей популярностью, чем «привозной» Ли Сын Ман. Бывший капитан РККА  Ким Ир Сен сумел создать  боеспособную армию. Обороноспособность Южной Кореи строилась в основном на американских штыках. Поэтому, когда советские и американские войска ушли из Кореи, Ким Ир Сен решил, что пришло его время.
   25 июня 1950 года северокорейские войска пересекли 38 параллель (границу). 28 июня был взят Сеул, столица Южной Кореи. 1 августа только на крайнем юге Корейского полуострова остался крохотный клочок земли, где оборонялись южнокорейские войска и остатки пехотной дивизии США. В историю этот клочок вошел под названием «Пусанский плацдарм». Всего 10% от территории Южной Кореи. Южнокорейская армия была разбита.
   А  15 сентября началась десантная операция США. Десант был высажен в Инчхоне, близ Сеула (Инчхон – это по-старому Чемульпо. Помните? Это где «Бьется с неравною силой гордый красавец «Варяг».  Северокорейские войска оказались в «котле», вскоре был взят Пхеньян, то есть северокорейская армия оказалась разгромленной! В Корее корейских армий не стало.   
 В бой вступают части китайской армии («китайские народные добровольцы»). Они оттесняют войска США и их союзников за 38 параллель, на старую границу, откуда все и начиналось.                                                                                                                                         С 10 июля 1951 г. по 27 июля 1953 г. противостояние на 38-й параллели. Схема этого противостояния такая. Наступление – линия фронта прогнулась - контрнаступление – линия фронта возвратилась к 38 параллели.  И так 7 раз. 4 наступления США с соответствующим ответом китайских войск. 3 наступления китайцев с ответными  контрнаступлениями американцев.
 (Может сложиться впечатление, что сами корейцы уже и не воюют. Воюют. Только их война уже ничего не решает. Решают другие).   
   Итак, воюют Китай с одной стороны и США со своими союзниками (т.н. «войска ООН») – с другой. На территории Кореи. На земле  довольно редкие активные действия.  Зато в воздухе… Воздух «утюжат» штурмовики, бомбардировщики, истребители. И только в одном направлении. На север. Американцы используют  бомбардировщики В-26 и стратегические В-29 (бомбовая нагрузка  9000-10000 кг). И эта армада  4 года применяет на территории Северной Кореи «ковровое бомбометание» и напалм. А юг от 38 параллели никто не бомбил. Почему? Война же, все обоюдно? А некому. Китайские ВВС существуют, но в зачаточном состоянии. Северокорейские ВВС, ну…  фактически их нет. Еще в октябре 1950 года в бой стали вступать авиационные части СССР, расположенные в Китае. Но их сил было недостаточно. Поэтому было принято решение о срочном формировании и отправке на Корейский фронт 64 истребительного авиационного корпуса СССР  (64 ИАК).  Состав 64 ИАК был такой:
  - 2-3 истребительные авиадивизии 2-3-х полкового состава и 1-3 отдельных ночных истребительных полка;                                                                                                                               
   -1 авиатехническая (аэродромная) дивизия из 5 аэродромных батальонов тыла;                                                       
   -2 зенитно-артиллерийских дивизии 2-х - 3-х полкового состава;                                               
   -1 зенитно-прожекторный полк;                                                                                                    
   -подразделения связи и обеспечения;                                                                                           
   -2 госпиталя  (в том числе инфекционный), подразделения противоэпидемической защиты (в том числе противочумный отряд).
 64 корпус выполнял в Корее задачи противовоздушной обороны стратегически важных объектов Северной Кореи и южного Китая – электростанции, моста через реку Хейлуцзянь, дорог между Кореей и Китаем, районов войскового базирования в Корее и Китае.
 Как видите, задача прикрытия с воздуха всей территории Северной Кореи не стояла. Почему? Потому что нельзя объять необъятное. Потому что через 5 лет после разрушительной войны возможности Советского Союза были весьма ограничены.  ВВС США и их сателлитов превосходили силы 64 ИАК вместе с силами ВВС Китая в 8-10 раз. 64 авиакорпус не позволил разрушить полностью Северную Корею. При этом существовали очень жесткие границы, которые очерчивали зону боевой деятельности нашей авиации – только до 38 параллели. Все для осуществления легенды мы - это не мы, а совсем даже китайцы. Не веришь? На, удостоверение посмотри! Конечно, противник быстро раскусил, с кем имеет дело, но правила игры принял – именно потому, что 64 ИАК выполнял задачи только оборонительные, только ПВО.  Хотя «горячие американские парни» уже начали требовать ядерной бомбардировки Китая и сибирских городов СССР. Так что тропка, которой шел товарищ  Сталин, возможности широкого маневра не давала. Шаг вправо – исчезнет союзник - Северная Корея. Шаг влево – сорвешься в пропасть ядерной войны.
 Служили в Корее на ротационной основе. Срок – 6 месяцев. Бывало восемь. Бывало, все бывало.   Комплектовался 64 корпус «парадными» дивизиями Василия Сталина (ВВС Московского военного округа) и дивизиями ВВС Дальнего Востока. «Парадными» их называли потому, что они принимали постоянное участие в воздушных парадах. Участвовали в войне  два полка ВВС Тихоокеанского флота. Всего за годы войны через 64 ИАК прошли 30 истребительных авиаполков, 2 авиатехнические дивизии, 5 зенитно-артиллерийских дивизий – 10 полков, 2 зенитно-прожекторных полка. На Корейской войне побывало 40 тыс. человек, среди них 1100 летчиков.  А вот на земле служили самые обычные наши парни. По призыву. Где-то 1930 года рождения.
 По официальным данным, в Корее наши потери составили 466 человек, в том числе погибших 299 человек: офицеров - 138 , солдат и сержантов - 161. Летчиков погибло 120 человек. В «Книге памяти» Пензенской области приведены фамилии 10 солдат и сержантов, погибших в той войне. Все они служили в 151 зенитно-артиллерийском полку 87 зенитно-артиллерийской дивизии. Четверо из них погибли 22 октября 1951 года, а трое – 1 октября 1952 года. Это значит: именно их позиции штурмовала вражеская авиация и очень жестоко. Это раз. А два – выходит, что 151 полк был значительно укомплектован выходцами из Пензенской области.
   Переговоры о заключении мира длились два года, и их успешное завершение, судя по всему, следует связать с приходом на пост Президента США Дуайта Эйзенхауэра. Итоги войны …  8-9 млн. погибших с обеих сторон. 80% из них – мирные жители. Иногда  слышатся такие высказывания: «Южная Корея - экономический гигант! А Северная – отсталая страна!». А все оттуда. Из тех лет. Те 4 года непрерывных бомбежек США и их англосакских союзников весьма этому поспособствовали. Ведь даже северокорейские поля давали обильный «урожай» только одного продукта - ржавого железа. Их пытались загнать в пещеры первобытного бытия и во многом в этом деле преуспели. Они, жители Северной Кореи, находятся и сейчас в плену множества  фобий, не доверяя никому. Они не доверяют и нам. Ну, это пусть. Это их дело  - помнить или не помнить, кто поддержал, а кто ударил.
 А мы? Ведь это же мы провозгласили «Никто не забыт, ничто не забыто!». Смотрите: 10 человек погибших из рядового состава в этой войне – пензяки (не терплю придуманного «пензенца»). Это наша, небольшая вобщем-то область, 16% жертв взяла на себя?! Два года наши земляки стояли и выстояли под жестоким огнем. И кто из них нам известен?

Валерий Варламов.

Оставить комментарий