Достиг ребенок определенного возраста, родители отправляют его в школу, которая является первой ступенькой на пути к знаниям. Именно здесь формируется багаж, которым он пользуется всю жизнь. Естественно, багаж постоянно пополняется, ведь жизнь не стоит на месте, происходит переоценка ценностей. В школе закладывается их вектор.
Сегодня мы беседуем о времени, о жизни и о школе с митрополитом Пензенским и Нижнеломовским Серафимом, и разговор наш носит не богословский, а вполне светский характер. Владыка считает школу тем же храмом, где формируются личностные ориентиры человека.
-Родители часто говорят детям:
«Мы работаем, чтобы у тебя было все необходимое, а учеба - это твоя обязанность, твоя работа». А на самом-то деле учеба – это благо. Напомню, что школы для всех, а тем более в селах, стали появляться только во второй половине 19 века. И знания, которые они давали, были несравнимы с теми, что наши дети получают сегодня. Люди старшего поколения рассказывают, как ходили в школу в соседнее село за 5-6 километров, потому что в своем была только начальная либо семилетка. Их внуки и правнуки слушают с недоверием, ведь сегодня расстояние – не преграда:
учиться можно дистанционно, а в современную школу соседнего села их, если надо, доставят на комфортабельном автобусе.
-Владыка, говорят, что написано пером, не вырубишь топором. Книг для подростков много. Вопреки мнению, что дети сегодня залипли в гаджетах, в библиотеки они тоже ходят! Какие книги, на Ваш взгляд, им стоило бы прочитать, чтобы получить представление о том, как учились их сверстники в разные времена и в разных условиях?
-Большие зимние каникулы предполагают интересный досуг, а чтение книг, прежде всего, дает пищу уму. Протоиерей Ярослав Шипов стал лауреатом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Рассказ «Овсяное печенье» (он есть в сборнике «Райские хутора») повествует о том, как учились в разрушенном войной Сталинграде, где было много детей, чудом и божьим промыслом уцелевших в этой кровавой мясорубке. Но они были живы, им хотелось учиться. И вот открыли школу. Первый учебный день. Учительница, знакомясь с детьми, спрашивает о родителях. А в ответ «убит, убита, угнана в Германию, погиб». И она не выдерживает, выбегает в коридор, где дает волю слезам. Вместе с ней рыдают девушки-штукатуры. И ученики вышли всех успокаивать, отмывать перепачкавшихся взрослых, прислонившихся к не высохшим стенам, от штукатурки. Занятия продолжились…
Это всего лишь один эпизод. Я уверен: взяв в руки сборник, вы прочитаете рассказ на одном дыхании.
–В Вашем списке «настольных книг» для подростков есть такой автор, как Валентин Распутин. Не рановато ли такое чтение для детского восприятия?
-Распутин – большой писатель, заставляющий думать, размышлять. Школьникам я бы посоветовал прочитать рассказ
«Уроки французского». Действие разворачивается в послевоенной деревне. Мальчику хорошо дается учеба, и мать рискует отправить его в соседнее село, в среднюю школу. Семья бедствует, из дома он получает лишь скромную еду и немного денег. Мальчик начинает играть со сверстниками в чику на деньги, чтобы купить себе молока. Молодая учительница французского видит, как тяжело живется способному и трудолюбивому мальчику, и начинает дополнительно заниматься с ним языком, а заодно пытается его подкормить. Из скромности и гордости тот отказывается. И тогда учительница идет на хитрость: предлагает играть на деньги… Все тайное когда-нибудь становится явным - педагога увольняют. Это очень глубокий и искренний рассказ, который никого не оставит равнодушным.
-Владыка, с тех пор, как право на образование было закреплено конституционно, школа воспринималась как стержень, связующее и объединяющее звено. В последнее время мы почувствовали это особенно остро. Закрываются школы – умирают села.
-Действительно, после «лихих 90-х», поставивших экономику с ног на голову, многие предприятия обанкротились, люди потянулись в поисках работы в города. Многие села вообще исчезли с карты области. В иных коротают век только старики. … Примерно такая ситуация и на хуторе, где живет герой рассказа лауреата Патриаршей литературной премии Бориса Екимова. Мальчик учится в начальной школе, но он настолько взрослый, самостоятельный, хозяйственный, умеющий организовать других, что Фетисычем его зовут на полном серьезе. Мать, работающая на ферме, где зарплату платят нерегулярно, выпивающий отчим, младшая сестричка. Ему особо не на что рассчитывать. На хуторе осталась только начальная школа, в которой несколько учеников и пожилая учительница. Если она задерживается или болеет, Фетисыч готов помочь: раздает задания другим, проверяет домашнюю работу, беспокоится, чтобы друзья не отстали в учебе. Пожилая учительница умирает. Учеников собираются переводить в школу на центральной усадьбе, но непонятно, как они будут добираться туда по плохой дороге. Интерната при школе тоже нет. «Пусть лучше дома сидят!», - говорят родители. А Фетисыч отправляется ходатаем – просить назначить к ним учительницу. Директору школы нравится этот ответственный, рассудительный мальчик, и она предлагает ему на время учебы жить у нее в доме. Но он не готов бросить своих товарищей, свою маленькую школу, потому что ее постепенно растащат, а мальчик надеется, что в их хуторе жизнь еще возродится, что сюда, когда-нибудь вернутся люди, уехавшие в поисках лучшей доли. Вот такая недетская ответственность. Недетские заботы. И очень важно, чтобы наши подростки, живущие в других условиях, читали про таких ребят, видели: жизнь – это не только пряники и развлечения, но и большая ответственность за себя и других.
-Большое спасибо за интервью. Думаю, наши читатели прислушаются к слову пастыря и обязательно прочитают эти
книги.
Ольга Сокова.