Плата за пломбировку мест присоединения приборов учета горячей и холодной воды к трубопроводу – вопрос, не дающий покоя населению…
По этому поводу граждане постоянно обращаются в редакцию. Их волнует не только вопрос оплаты за пломбировку, но и то, какой документ от ресурсоснабжающей организации они получают после установки пломбы. Так, жительница пер. Западный Наталья Петровна сказала, что на квитанции было написано: «Расходный ордер за счетчик» (?). Никакой расшифровки вида работ в бумажке не значилось. Правильно ли это? Наверное, ООО «Вода» виднее, хотя, по сути, вопрос Натальи Петровны правомерен.
Относительно проблемы пломбировки замечу, что на зональном совещании в Сердобске по вопросу водоснабжения специалистам было рекомендовано при опломбировании мест присоединения счетчика к трубе, проявлять смекалку: облачать прибор еще и в корпус от пластиковой бутылки, и уж потом ставить заветную пломбу. Эта «противомагнитная» мера поможет бороться с народными хитростями, ухудшающими учет забора воды. Так что в цену за пломбировку может скоро включат и кусок пластика?..
Впрочем, смеяться не приходится: увеличению стоимости данной услуги (законом регулируются только тарифы) на фоне роста цен на все и вся, в перспективе вряд ли стоит удивляться. Сейчас жители удивляются другому: разноголосице в вопросе самой правомерности взимания платы за установку пломбы и высокой, по мнению колышлейцев, стоимости этой услуги (400 руб.). За разъяснениями я вновь обратилась в прокуратуру.
Вот что сказал помощник прокурора района Александр Владимирович Перфилов.
- В настоящее время действует Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по которому водоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета поставляемых ресурсов.
Эти организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых организации осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. (Кстати, весной этого года после прокурорской проверки ООО «Вода» привлечено к административной ответственности, как юридическое, так и физическое лицо, за отсутствие программы энергосбережения и энергоэффективности. Ответственные оштрафованы на крупную сумму в доход государства).
С 18 июля прошлого года вступил в законную силу приказ Минэнерго РФ «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов». Для заключения договора заказчик – физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку с копиями документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником.
Исполнитель не вправе требовать от заказчика сведения и документы, не указанные данным порядком, и на основании договора в течение 10 дней производит осмотр объекта на предмет технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета. О планируемой дате осмотра исполнитель информирует заказчика, который предоставляет исполнителю доступ к объекту (прибору учета) для осмотра или обговаривает для этого иной срок.
При наличии технической возможности исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета. А при отсутствии технической возможности выполнить работы - мотивированный отказ.
Существенными условиями договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета являются: предмет договора, его цена, порядок расчетов по договору, срок установки (замены) прибора учета, место его установки (замены), соответствующего требованиям, порядок ввода прибора учета в эксплуатацию, гарантийные обязательства исполнителей, сроки и порядок обслуживания, в том числе периодичность осмотров прибора учета и проверки его готовности к эксплуатации (после перерыва в его работе).
В соответствие с законом субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые ресурсы.
Вот такой сложный получен комментарий относительно установки прибора учета на воду. Но есть ли прямой ответ на вопрос о стоимости пломбировки? В законе, по словам А.В. Перфилова, не прописано само понятие «пломба». Водоснабжающая организация вводит в эксплуатацию прибор учета (водомер) при обязательном условии заключения договора.
За что тогда берут деньги? Выходит, за выполненную работу по вводу в эксплуатацию водомера, которую частная организация, в данном случае ООО «Вода», оценивает в 400 рублей. Время идет, законы меняются, но от этого не легче: понять их без помощи юристов толком невозможно, а на волнующие народ вопросы, четких ответов там по-прежнему нет.
В июне было принято постановление Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах». Оно пока не вступило в законную силу. Но, может, там будут расставлены все точки над «и»: прописаны все понятия, например, комнатный прибор учета, ввод в эксплуатацию, порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, условия их предоставления и так далее, чтобы сомнений у граждан не оставалось. А пока остается верить, что взимание организацией платы за пломбировку, а вернее за ввод в эксплуатацию водомера, законно, и что калькуляция на этот вид работ не завышена.
Кстати, за эту работу при заключении вышеупомянутого договора гражданин имеет право предложить организации (ООО «Вода») свою цену, например, 250 или 300 рублей, но, кто же его послушает-то? Тем более, что для подавляющего большинства населения поселка эта водоснабжающая организация фактически остается монополистом…