28 ноября 2024, четверг
Областные новости

 

 

 

 

Экономика

13.12.2011

Заседание Общественного совета.

Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН.

 

В преддверии этого дня в здании ПГУ состоялось заседание Общественного совета при следственном управлении Следственного комитета России по Пензенской области: «Вопросы пресечения воздействия коррумпированных чиновников на малый и средний бизнес, совершенствование взаимодействия институтов гражданского общества с правоохранительными органами по профилактике преступлений в экономической сфере».

В дискуссии приняли участие:первый заместитель руководителя Следственного управления СК РФ по Пензенской области Р.Р.Тугушев, а также сотрудники этого отделения Г.Я Житенев, А.В. Полегаев, М.А. Орлова и др.

      Руководитель отдела процессуального контроля СУ СК РФ по Пензенской области В.В.Фомин  в своем докладе отметил, что  несмотря на предпринимаемые меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет функционирование общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз национальной безопасности Российской Федерации.

   Основными причинами, которые способствуют возникновению и развитию коррупции в нашей стране, являются: несовершенство законодательства, а также низкий уровень правосознания. В числе других причин – низкая оплата труда чиновников, отсутствие общественного контроля над процессом принятия решений, в том числе государственных или крупных бизнес-решений. При этом указанный перечень не является исчерпывающим.

Вместе с тем, в современной России противодействие коррупции приобретает последовательное политическое и правовое обеспечение. За последние годы ратифицирован ряд международных антикоррупционных конвенций, Россия вступила в Группу государств против коррупции, реализуется Национальный план противодействия коррупции, принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», а также ряд иных нормативных правовых актов, которые имеют специальное антикоррупционное предназначение. Указанные мероприятия образовали стратегическую линию государственной политики в сфере противодействия коррупции в необходимом ресурсном обеспечении. При этом в содержании такой политики концентрированное выражение получила беспрецедентная для России система антикоррупционных средств, обладающих предупредительным, а не карательным (репрессивным) потенциалом.

Необходимо отметить, что усилия одного лишь государства в данной сфере не могут принести желаемых плодов, так как в значительной степени коррупционному поведению чиновников способствует и поведение самих предпринимателей.

Некоторые предприниматели придерживается стратегии пассивного непротивления: «Ну, если иначе нельзя, то приходится. Другие, вон, тоже». Одним из примеров такого поведения является заключение договоров на благоустройство города за счет предпринимателей.

Другая группа предпринимателей не брезгует использовать коррупцию в качестве активной стратегии обеспечения конкурентных преимуществ. Здесь в ходу всевозможные договоры о сотрудничестве с местными властями при реализации каких-либо проектов с соответствующими отчислениями за право реализации таких проектов.

Совсем небольшая доля предпринимателей выбирает самую трудную в наше время стратегию – ведение чистого бизнеса. Они стараются практически полностью избегать коррупции и стремятся выполнять все законы, как это ни оказывается тяжело.

Что же способствует выбору того или иного поведения? Вот какие причины, препятствующие выбору некоррупционного поведения, приводят сами представители мелкого и среднего бизнеса: слабое правосознание предпринимателей; слабая юридическая грамотность предпринимателей; нежелание обращаться за помощью и защитой в правоохранительные органы; дефицит некоррупционных путей решения проблем.

Проблемы коррупции являются очень сложными. Зачастую присутствует упрощенный подход к решению вопросов, связанных с противодействием коррупции, а именно – усиление и расширение полномочий правоохранительных органов (сотрудники которых, кстати, также в немалой степени подвержены коррупционным проявлениям) и ужесточение мер ответственности за коррупционные действия. Однако, в своем выступлении, хотелось бы сделать акцент на формирование и становление системы общественного контроля над различными механизмами государства, позволяющей в первую очередь эффективно осуществлять профилактику коррупции, вовремя пресекать коррупционные действия, очищать аппарат государства от нечестных чиновников.

Под общественным контролем понимается, прежде всего, проверка различными субъектами общества и государства работы государственных органов и должностных лиц с целью принятия мер по профилактике и пресечению коррупции, привлечению к ответственности лиц, совершающих коррупционные поступки.

Одним из генераторов в сфере противодействия коррупции в настоящее время являются средства массовой информации. Хотя откровенно следует сказать об огромном неиспользованном потенциале, который СМИ не хотят или не могут раскрывать на данном этапе развития.

Общественный контроль, осуществляемый через журналистов, должен обеспечить гласность в работе чиновников всех рангов. Любое их действие или бездействие должно оцениваться с позиции того, чьи интересы оно выражает.

 

Управление следственного комитета

 по Пензенской области

Фото с сайта: www.potok.ua

 

Оставить комментарий