Зачастую из-за преступных действий злоумышленников граждане не только лишаются последних средств для существования, но и невольно «обзаводятся» крупными обязательствами по кредитам.
Основная цель преступников – узнать ключевые данные банковской карты у будущей жертвы. Такими данными являются: персональный идентификационный номер (ПИН) банковской карты, срок её действия, CVV-код (три цифры на оборотной стороне карты). Кроме того, «охота» идет и за содержанием СМС-сообщений, направляемых банком, в частности, за кодами подтверждения покупок или переводов денежных средств.
Существует несколько основных видов хищения информации о кредитной карте держателя. Рассмотрим два наиболее актуальных:
1-й способ. Злоумышленники звонят держателю карты, представляются «сотрудниками банка» или «сотрудниками отдела безопасности банков». Под предлогом помощи в борьбе с мошенниками, разблокировании или блокировке карты, они выясняет у владельца необходимые сведения: номер банковской карты, срок ее действия, персональный код, коды подтверждений из СМС-сообщений. Затем, незаметно для собственника, денежные средства выводятся с карты, или с их использованием совершаются покупки в Интернет-магазинах. При этом, злоумышленники, как правило, очень правдоподобно имитируют работу сотрудников банка: на фоне разговора можно услышать «офисный шум», жертву могут несколько раз в ходе разговора «переключать» от «менеджера» к «сотруднику службы безопасности», злоумышленники могут обладать большим объемом персональной информации о держателе карты (ФИО, размер денежных средств на карте, дата получения карты или кредита и т.д.). Указанными «уловками» и умелым общением злоумышленники ослабляют внимание владельца карты, заставляют поверить в их сценарий происходящего, в затем - передать им необходимую информацию.
2-й способ. Ещё одним распространенным видом хищения денежных средств с банковских карт является хищение с использованием приложения «Мобильный банк».
Кражи с использованием приложения «Мобильный банк» происходят обычно при утере владельцем своего телефона или «сим»-карты на которую была подключена вышеуказанная услуга.
Однако, распространены случаи, когда владельцы карт сами предоставляют возможность злоумышленниками использовать приложение «Мобильный банк» в своём телефоне. Как и в первом случае, злоумышленники представляются сотрудниками банка, однако имеют другую цель – заставить жертву установить на смартфон приложение, позволяющее им дистанционно управлять, например: «TeamViewer», «QuickSupport», «AnyDesk». Данные приложения не являются вредоносными, однако установив их на телефон и сообщив злоумышленникам ID-номер из указанной программы, пользователь фактически передает возможность управления своим телефоном другому лицу, то есть преступнику. Последний же, на глазах у жертвы, переводит денежные средства на свой счет, совершает покупки, оформляет на держателя карты кредит, то есть пользуется всей свободой действий. При этом, как правило, указанные действия сопровождаются общением жертвы и злоумышленника, который всячески убеждает владельца в том, что проводит «профилактику» и защищает его от кражи денег.
Способы хищения денежных средств с банковских карт постоянно меняются и совершенствуются, появляются новые, злоумышленники используют новые «уловки», а под угрозой, как правило, оказываются лица пожилого возраста.
Для того, чтобы снизить риск похищения денег с Вашей карты, необходимо следовать следующим советам:
- никому и никогда не сообщайте ПИН-код карты, срок её действия, CVV-код (три цифры на оборотной стороне карты), содержание СМС-сообщений, направляемых банком, в частности, коды подтверждений;
- с особой осторожностью относитесь к телефонным звонкам от «сотрудников банка», не предоставляете звонящим никакой информации о себе или реквизитах карты, при возникновении вопросов самостоятельно совершайте звонки в свой банк (номер которого, как правило, указан на карты);
- учитывайте то, что звонки от злоумышленников могут поступать с любых телефонных номеров, в том числе похожих или идентичных номерам Вашего банка (мошенники в ряде случаев используют возможность «замаскировать» свой номер под номер банка, например номер «900»);
- не пользуйтесь советами третьих лиц и не прибегайте к помощи незнакомцев при возникновении проблем в работе с «Мобильным банком» или совершении Интернет-покупок;
- если у вас возникли любые вопросы или сомнения по расчетам по карте, проявите бдительность, позвоните в клиентскую службу или обратитесь к сотрудникам банка;
- если карта утрачена или у вас есть подозрения, что данные карты стали известны третьему лиц, немедленно позвоните в банк и заблокируйте карту. Сделать это можно в любое время дня и ночи.
- в банке, который выдал вам карту, возможно подключить услугу «СМС-информирование». Подключившись к ней, о любой операции по вашей карте из банка придёт СМС-сообщение на ваш мобильный телефон. Данная услуга позволит контролировать операции с Вашими счетами в режиме реального времени.
Уважаемые жители Колышлейского района, еще раз обращаю ваше внимание на необходимость ответственно подходить к сохранению в тайне реквизитов Ваших банковских карт. При возникновении любых сомнений или вопросов, связанных с использованием банковских карт, без промедления обращайтесь в клиентскую службу Вашего банка.
Денис Долгов,
и.о. прокурора Колышлейского района,
юрист 1 класса.