Наиболее часто потребители сталкиваются с проблемами при возврате некачественной обуви и одежды, и проблемы эти вызваны отсутствием или краткостью гарантийного срока на эти товары. То есть потребитель попадает в ситуацию, когда бремя доказательства своей невиновности в недостатке ложится на него самого. Ситуация усугубляется еще и тем, что многие изделия одежды и обуви являются сезонными товарами, а в этом случае исчисление гарантийного срока имеет свои особенности.
Согласно п. 2 ст. 19 Закона для сезонных товаров гарантийные сроки, а также сроки их службы исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами РФ исходя из местных климатических условий.
В соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области от 12.02.2007 № 93-пП «Об определении сроков сезонности для исчисления гарантийных сроков и сроков службы сезонных товаров на территории Пензенской области» установлены следующие сроки сезонности для исчисления гарантийных сроков и сроков службы сезонных товаров на территории Пензенской области:
с 15 марта - весенний сезон;
с 1 мая - летний сезон;
с 1 сентября - осенний сезон;
с 1 ноября - зимний сезон.
Соответственно гарантийный срок на сезонные товары, например зимние сапоги, купленные в сентябре, начнет исчисляться с 1 ноября.
К примеру, если со дня покупки не прошло двух лет, можно воспользоваться своим правом и предъявить продавцу любое требование на основании ст. 18 Закона, но для этого необходимо доказать, что недостаток возник до передачи вам товара или по причинам, возникшим до этого момента. Таким доказательством может стать экспертное заключение, подтверждающее производственную причину выявившегося дефекта.
Вот что по этому поводу говорит п. 5 ст. 19 Закона: "В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента".
Рекомендуем следующий порядок действий. Напишите и вручите продавцу претензию с требованием принять товар и провести проверку качества. Добавьте, что если продавец не пожелает сделать это сам (а он вправе отказать вам, потому что гарантийный срок истек), вы проведете экспертизу товара самостоятельно и при заключении эксперта в вашу пользу потребуете от продавца не только возвратить деньги за товар ненадлежащего качества, но и в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона возместить ваши расходы на экспертизу товара, поскольку они будут являться убытками. Если же продавец откажет в удовлетворении указанного требования, проводите самостоятельно экспертизу и с ее результатами обращайтесь в суд.
Требования к маркировке и безопасности обуви и одежды закреплены в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» ТР ТС 017/2011от 09.12.2011г.
Начальник территориального отдела Л.В.Тезикова