19 мая 2024,
Областные новости

Национальные проекты

04.09.2023

В Пензе торжественно открыли деревянный планетарий

Пензенская область
15:18, 3 сентября 2023
Источник: Министерство культуры и туризма Пензенской области
Открытие Пензенского планетария, которого пензенцы ждали тринадцать лет, состоялось 2 сентября 2023 года. Событие случилось в год 100-летия открытия эпохи планетариев. Торжественная церемония прошла с участием Губернатора Пензенской области Олега Мельниченко и статс-секретаря - заместителя Министра культуры РФ Надежды Преподобной.

Почетная делегация поприветствовала участников и зрителей концерта «Россия, вперед!», стартовавшего на благоустроенной территории ЦПКиО им. В.Г. Белинского, осмотрела залы планетария. В Звездном зале гостям показали полнокупольную программу "Под Лермонтовской звездой"

«У нас получилось при поддержке Министерства культуры РФ досрочно восстановить уникальный объект – старейший планетарий страны,
– подчеркнул Олег Мельниченко. – Воссоздан его исторический облик, он наполнен современным оборудованием, которое открывает новые возможности для познания мира, в котором мы живем. Планетарий станет площадкой, куда будут приходить школьники, прежде всего старшеклассники, для которых занятия астрономией здесь будут куда интереснее обычных уроков с чтением учебников».

"Событие историческое! Воссоздан объект культурного наследия. Здесь есть место прошлому, настоящему и будущему, об этом нам рассказали во время экскурсии. Действительно впечатляет, что сохранено оборудование, которое ранее функционировало в планетарии. Очевидно, таких технических возможностей, как сейчас, раньше не было. И замечательно, что в планетарии есть аппараты, с которыми можно идти в ногу со временем, приглашать и детей, и взрослых, проводить здесь интересные мероприятия. Министерство культуры РФ внесло свой посильный вклад, мы всегда рядом. Спасибо Олегу Владимировичу и команде за активную работу", - поздравила Надежда Преподобная.

Реконструкция деревянного здания, построенного в 1928 году и находившегося в аварийном состоянии с 2010 года, велась с 2021 по 2023 годы в рамках национального проекта «Культура». На объекте проведен комплекс строительных и отделочных работ без изменения особенностей здания, представляющих собой историко-культурную ценность. В рамках приспособления к современному использованию появился цокольный этаж, в котором оборудованы зал-лекторий, кафе, гардероб, санитарные комнаты. В старом здании этого не было. Выполнено благоустройство прилегающей территории. Общая стоимость работ составила 391,7 млн рублей.

В Звездном зале установлены высокотехнологичные приборы и аппараты, специально изготовленные для Пензы ведущими мировыми компаниями. «Сердцем» является аппарат планетарий – оптико-механический проектор, который точно показывает картину звёздного неба на куполе диаметром 10 метров общей площадью 300 кв. м. Уникальность его в том, что каждая из 7 тысяч звёзд, демонстрируется отдельным световодным волокном. Это создаёт яркость и, самое главное, точность картинки. Помимо аппарата планетария установлена система цифровой проекции Velvet, демонстрирующая изображение в формате Fulldome.

Для других залов закуплено и установлено 10 современных интерактивных экспонатов, предназначенных для изучения физических явлений.

В новом планетарии расположен Зал истории космонавтики, Зал «История освоения космоса», Зал одного интерактивного экспоната, Зал музея истории Пензенского планетария.

В новом планетарии пензенцы смогут отметить важные события: Международный день астрономии (22 сентября), который будет праздноваться в рамках осенней Недели астрономии; Всемирную неделю космоса (4-10 октября) и 100-летие со дня презентации компанией Carl Zeiss первого проектора звёздного неба «Модель-1», открывшего эпоху планетариев (21 октября)