Для каждого воспоминания у нас есть свой мотив. А вот как он рождается, нас впервые знакомит учитель музыки. Турецких Елена Владимировна - учитель хорового отделения Колышлейской музыкальной школы.
Елена Владимировна окончила Пензенское музыкальное училище им. А.А. Архангельского (1999-2003 г.г) по классу «хоровое дирижирование». В 2003-2008 гг. училась в Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, которую закончила с отличием.
-Елена Владимировна, откуда у Вас любовь к музыке? В семье занимались ею?
-Мой родной дядя и его семья -профессиональные музыканты, преподают в Ростовской консерватории. Мои мама и папа много поют, имеют хороший слух, но у них нет музыкального образования. А мой родной брат обладает хорошим вкусом в современной музыке. Это передалось в детстве и мне.
-Помните своего первого учителя?
-Да, хорошо помню. Это Яшина Ольга Ивановна, которая была хормейстером в Колышлейской музыкальной школе.
-Ольга Викторовна как-то повлияла на выбор профессии?
-Конечно! Она раскрыла любовь к музыке, поэтому о других направлениях не было даже и речи. Она мне была очень близка. Мы, её ученики, чувствовали материнскую любовь и искренность. Сейчас понимаю, почему она влюбила нас в музыку. Потому что сама жила и горела ей! Эта преданность и подлинная любовь к своему делу, видимо, передалась и мне. Она подготовила меня для моего дальнейшего поступления в Пензенское музыкальное училище.
-Учёба в училище и консерватории давалась легко?
- Сложно было первые семестры, когда нужно привыкнуть к педагогам, их требованиям, а потом, когда появляется система занятий и подготовки к ним, то трудностей становится меньше. В целом учёба была очень интересной, много концертной деятельности. Выступали под руководством Юрия Башмета, Александра Сладковского. Приятно быть причастной к творчеству таких известных и талантливых музыкантов. Вообще учёба в музыкальных заведениях - это бесконечный поток развития как интеллектуальной, так и эмоциональной сферы человеческой жизни...
-Запомнили свой первый урок и первого ученика?
-Неожиданный вопрос, если честно, никогда не задумывалась. Одним из первых учеников был Медунов Саша. Повезло, что мальчик имел хороший слух. Проблем с пением не было, а вот пальчики приходилось делать красивыми, с правильной постановкой.
-Как быть, если таланта у ребёнка немного, но есть огромное желание? Сложно работать с такими детьми?
-На мой взгляд, сложно. Это требует большого терпения от меня как учителя, потому что музыка - это та область, где нужно чувствовать и вникать на каком- то глубинном уровне. Но если ребёнок имеет огромное желание заниматься музыкой и поддержку от родителей, то, безусловно, шаги в развитии данного ученика обязательно будут в той или иной степени. Здесь ещё зависит от того, что хотят родители развить в своём ребёнке, отдавая его в музыкальную школу. Если хотят видеть его великим вокалистом, но при этом ребёнок не обладает нужными способностями, на мой взгляд, нужно в открытой форме донести это до родителей, чтобы избежать потери времени и сил. Лучше раскрыть таланты своего ребёнка в другом направлении.
-Классическая музыка популярна у детей?
-Отчасти. Чтобы классическая музыка стала популярной, нужно с детства приучать детей к слушанию. Если в семье заинтересованы в развитии ребёнка, то это в дальнейшем принесёт определённый результат.
-В чём, по-Вашему, её ценность в наше время?
-Ценность классической музыки в наше время - это умение отличить прекрасное от неприличного. Если нам открыты красота и гармония, то мы всегда сможем определить, где эти вещи отсутствуют.
-Каковы причины её угасания в наше время?
-Угасает интерес, потому что появилось много разной, «другой» музыки. В классической музыке есть определённые законы. В современных композициях их уже не всегда соблюдают. Нет цензуры в текстах. Это становится нормой и меняет вкусы людей, к сожалению.
-Онлайн-школа музыки - это реально? Влияет ли это на качество подачи знаний?
-Смотря чему обучать в онлайн-режиме? Если игре на инструменте, то, на мой взгляд, не хватает тактильных ощущений, когда идёт живой импульс от педагога к ученику. А если речь идёт о каких-либо технических моментах, распевках, например, изучении гармонизации, теории музыки, то здесь вполне можно рассматривать онлайн-обучение как положительный момент.
-Музыкальна школа – это только знание музыки или что-то большее?
-Музыкальная школа, безусловно, это не только знание музыки. Это огромное развитие человека в целом. Причем доказано, что развиваются оба полушария мозга! Идёт развитие эмоциональной сферы, что немаловажно, даже если в дальнейшем человек не связывает свою деятельность только с музыкой. Об этом говорят многие мои друзья, которые закончили музыкальную школу и не работают в этой области, но отмечают только плюсы от того, что когда-то давно учились в музыкальной школе.
-Если бы не музыка, то какую профессию могли выбрать? Что ещё увлекает?
-Мне нравится психология, возможно, что-то связанное с этим направлением. Вдохновляюсь жизненными историями сильных людей, люблю качественное кино, где есть над чем задуматься и где соединяется мастерство актёров с эстетикой того, что видишь и слышишь с экрана. В детстве нравилось организовывать праздники, писать стишки и мини-сценарии. Например, на свой день рождения приготовила для гостей игру «Угадай мелодию», где заранее подбирала на фортепиано мелодии по категориям, а гости должны были соревноваться между собой.
-Жизнь без музыки возможна?
-Я бы ответила так: жизнь без музыки - скучна! Да и невозможна, потому что во всем, что нас окружает, тоже есть музыка! Человеческая душа так устроена, что ей нужна «подпитка». Наверняка многие замечали: вот нет настроения, всё валится из рук, и вдруг включил любимую свою композицию, получил заряд энергии и готов дальше двигаться к новым свершениям! А если ещё начинаешь подпевать и пританцовывать, то вообще можно горы свернуть! Так что без музыки нам никак нельзя!
Анна Китаева.