05 декабря 2024, четверг
Областные новости

 

 

 

 

Эскурсия в историю родного края

31.03.2023

Любовь и пророчество Лермонтова

Ни в каких источниках не говорилось об этой музе. В окружении Лермонтова не было ни одной дамы, чьи инициалы начинались бы с этих букв. Судя по всему, поэт старался не открывать имя  возлюбленной, следуя всю жизнь своему главному правилу:
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому-судья лишь бог да совесть!..
Но, по законам жанра, рано или поздно все тайное становится явным. В 1914 году  издатель В.В. Каллаш высказал предположение, что таинственная Н.Ф.И. – это дочь писателя и переводчика драматических произведений Ф.Ф. Иванова. А доказал это и нашел портрет Натальи Ивановой знаменитый советский лермонтовед, писатель и рассказчик Ираклий Андроников. Увлекательную историю поисков он изложил в чудесном рассказе «Загадка Н.Ф.И.»
Ираклию Луарсабовичу удалось отыскать внучку таинственной незнакомки Наталью Сергеевну Маклакову. Она рассказала, что «все стихи, которые Лермонтов посвящал моей бабушке, Наталии Федоровне, все его письма, которые со стихами вместе хранились в ее шкатулке, давно уже сожжены. Их уничтожил еще мой дед Николай Михайлович Обресков из ревности к Михаилу Юрьевичу».
Ираклий Луарсабович спросил: почему же семья молчала о связи Натальи Федоровны с Лермонтовым? Наталья Сергеевна ответила:
–А для чего нам было сообщать в печать имя бабушки? Чем нам гордиться? Тем, что бабушка... предпочла дедушку?
Резонно... Ну, а кем же был этот самый дедушка? Вот что установил Ираклий Андроников. Николай Обресков родился в 1802 году в семье генерала и по окончании Пажеского корпуса служил в конно-егерском Арзамасском полку, который квартировал в городке, расположенном недалеко от Воронежа. Он часто бывал  в доме воронежского губернатора, с женой которого состоял в дальнем родстве. Во время одного из балов Обресков украл из спальни своей родственницы драгоценности! Скоро был уличен и лишен военным судом чинов, дворянского звания и выписан в солдаты на семь лет. Потом ему вернули чин, правда, самый низкий – коллежского регистратора, он выхлопотал себе и возвращение дворянства.
Андроников подмечает: в тот год, когда Обрескову вернули чин, он уже год как был женат на Наталье Федоровне. И восклицает: «Что побудило ее выйти замуж за этого опозоренного человека, для которого навсегда были закрыты все пути служебного и общественного преуспеяния? Этого, конечно, мы никогда не узнаем».
Также литературовед узнал, что у Ивановой хранился экземпляр пьесы «Странный человек», аккуратно переписанный самим автором и с посвящением в стихах.
Маклакова же показала Андроникову портрет музы поэта, нарисованный карандашом, взглянув на который он сразу вспомнил строки Лермонтова, посвященные Н.Ф.И.:
С людьми горда, судьбе покорна,
Не откровенна, не притворна…
Наталья Федоровна была очаровательна: нежный, чистый овал лица, удлиненные томные глаза, пухлые губы, высокая прическа, тонкая шея, покатые плечи…
Итак, тайна Н.Ф.И. была раскрыта, ее портрет найден. Дело оставалось  за малым, но, пожалуй, самым важным – прояснить картину юношеской любви поэта.
Шестнадцатилетний Лермонтов встретил семнадцатилетнюю Наталью в Москве, в конце 1830 года. Свидетельств того, как произошло их знакомство, к сожалению, не сохранилось. А в начале июня следующего года поэт гостил в имении ее матери, расположенном на берегу Клязьмы. Интересен факт: буквально через неделю после поездки Лермонтов приступил к сочинению драмы «Странный человек», где и рассказал о непростых отношениях между молодым поэтом Арбениным и его возлюбленной Натальей Загорскиной.
И в этот же период появляются многочисленные стихи, посвященные Н.Ф.И.  и представляющие своеобразный «дневник», в котором отразились события романа поэта с Натальей Ивановой, длившегося несколько лет.
А из него явно видно, что в начале знакомства девушка отвечала взаимностью влюбленному поэту, он ее боготворил и «среди бесчувственной толпы» видел в ней родную душу. Однако в какой-то момент Лермонтов столкнулся с холодностью и отчужденностью Ивановой. Испытал замешательство, поняв, что возлюбленная предала его. Он в последний раз обратился к Н.Ф. Ивановой:
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
………………………….
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала – я тебя не знал!
В середине 1830-х Наталья Фёдоровна вышла замуж за Николая Михайловича Обрескова. Вскоре после свадьбы супруги переехали в Курск, где Николай Михайлович служил в канцелярии губернатора, позже жили в Харькове.  Обресковы стали родителями четверых детей. В 60-х годах семья проживала в Демянском уезде Новгородской губернии, где Обресков служил предводителем дворянства.
Н.Ф. Иванова ушла из жизни 1 февраля 1875 года и была похоронена на Ваганьковском кладбище. Сбылось пророчество Михаила Юрьевича:
Когда я буду прах, мои мечты,
Хоть не поймет их, удивленный свет
Благословит; и ты, мой ангел, ты
Со мною не умрешь: моя любовь
Тебя отдаст бессмертной жизни
вновь;
С моим названьем станут повторять
Твое: на что им мертвых разлучать?

Наталья Илюшина.

Оставить комментарий