23 ноября 2024, суббота
Областные новости

 

 

 

 

Социальная сфера

08.10.2013

Человек с непростой судьбой

Всякий, кто живет в Колышлейском районе, наверняка помнит имя помещицы Рихтер, много сделавшей для своих земляков.
   Одно из её благих дел - школа, построенная для деревенских ребятишек в Потловке. В неё то и пошла в далеком 1933 году Надя Лянгузова. В её памяти до сих пор хранятся добрые воспоминания о той далекой поре. Просторный класс с большими окнами, широкие коридоры, приветливые учителя, а ещё большая, богатая школьная библиотека, доставшаяся в наследство от бывшей помещицы. Мать Нади умерла рано, братья и сестры разъехались, жила она вдвоем с отцом, и все свободное время проводила за чтением книг. Училась девочка только на пятерки, строила, как и все, планы на счастливое советское будущее.
   Надежда заканчивала седьмой класс, когда мирное небо заполыхало заревом пожарищ от вражеских налетов. В свободное от уроков время она вместе со всеми работала в колхозе. Но бросить школу отец не разрешил, и Надя продолжала свое образование. С началом войны все в классе сильнее налегали на изучение немецкого языка, и, благодаря своему учителю, уважаемому на селе человеку, хотя и немцу по происхождению, знали предмет почти в совершенстве, понимая, что эти знания могут пригодиться в борьбе с врагом.
   Осенью 43 года большой школьный класс заметно поубавился: на фронт забрали восемнадцать одноклассников, осталось восемнадцать девушек и лишь один  парень. А потом было все как в той песне "Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят", да и те искалеченые войной. Остальные вернулись домой похоронками и благодарностями от командования за проявленные мужество и отвагу, знание немецкого языка при выполнении заданий.    
   Надя заканчивала 10 класс, когда внезапно умер отец. К этому времени она уже твердо решила стать учителем. С большим трудом ей удалость добиться разрешения на выезд из деревни. В Учительский институт Надежду Лянгузову приняли без вступительных экзаменов. Её аттестат был без единой четверки. Учеба по-прежнему давалось легко, но институт все же пришлось бросить из-за бедности. После первого курса всю группу направили на переплавку леса. Надю едва не придавило брёвнами, спаслась чудом, а вот одежда порвалась так, что и заштопать нельзя. Где взять новую, денег - то совсем нет. Так и написала заявление об уходе. Но преподаватели института предложили продолжить образование заочно. Так Надежда обратилась в Колышлейское районо и была назначена учителем немецкого языка в Заречье. Это была такая небольшая живописная деревенька, недалеко от "Пятилетки". Школа - бывшая помещичья усадьба, была очень красива, и работать в ней было не так уж и трудно, если бы не одно "но". Прилавки в магазине пусты, что и не удивительно, война едва только закончилась, продуктов нет, иногда приходилось жить без еды по нескольку дней. Учителям тогда выдавали пайки по 9 кг муки и ещё кое - что, но протянуть все это на целый месяц было просто немыслимо. Вот и приходилось каждую неделю после занятий, в дождь и пургу пешком ходить в родную Чеботаевку к сестре за хлебом, чтобы не умереть с голода. С той поры бережно хранит Надежда Дмитриевна ту заветную корзинку, плетенную из лозы, в которую собирала нехитрые гостинцы её сестра, и помнится запах душистого кусочка мыла, подаренного зятем. Ко всему прочему зимой мучил холод, дров почти не было, топили чем придется. Да, нелегко пришлось им с подругой - учителем истории Ниной Михеевной Карнишиной (Никишовой). Однако Учительский институт Надежда Дмитриевна, имея хорошие знания, закончила по ускоренной программе и стала дипломированным специалистом.
   Однажды, на одном из совещаний, она познакомилась с бывшим фронтовиком, уроженцем с. Трескино Петром Казенновым, который каждый день ходил на работу в "Пятилетку", а в 1947 молодые расписались. Поначалу жили на съемной квартире в Заречье, а затем решили переехать в "Пятилетку". Петр Афанасьевич стал работать военруком в школе, Надежда Дмитриевна, - учителем русского языка и литературы. По сравнению с родной деревней, где отродясь не видывали столько грязи, молодой совхоз показался полным убожеством. Неказистые домишки без палисадников и огородов, налепленные друг на друга, маленькая школа, из класса в класс в которой нужно входить в разные двери… Но самое главное - очень частое отключение электричества. Классы, в которых преподавала Казеннова, занимались во вторую смену. Сумерки наступали рано, приходилось вести уроки и при свете керосиновой лампы, а ещё, помнится, был особый фонарь, который часто отключался, и тогда ребятишки начинали кричать "Еван надуйся!". Смысл этого слова стал понятен не сразу, а только после того, когда она узнала, что следит за освящением Феофан Борисов. А нередко уроки проходили и в полной темноте. Надежда Дмитриевна рассказывала ученикам о писателях и поэтах, пересказывала произведения, читала стихи, а дети, затаив дыхание, слушали ее.
   В начале 50-х годов школа переезжает в новое здание и становится восьмилеткой. Ребятишки, наконец - то, почувствовали, что школа - это не замкнутое пространство класса, а просторное здание, в котором тепло и уютно всем. Появилась возможность перевести занятия всех классов в одну смену и внедрить кабинетную систему обучения.      
   До 1955 г. школой руководила директор Любовь Михайловна Неманова. Навсегда запомнился дружный и сплоченный педагогический коллектив: Сергей Поликарпович Феоктистов, Александра Михайловна Пронина, Антонина Григорьевна Гаврильченко, Нина Ильинична Бабкина, Вера Ивановна Воробьёва.      
   Отопление в каждом классе было печное. С раннего утра технички начинали затапливать, так что с приходом детворы в классах всегда было тепло. Ремонтные работы при необходимости делали учителя, а вот перекладывал печи, чистил дымоходы, перекрывал крышу собственноручно директор школы - Иван Николаевич Евсиков, назначенный в 1955 году.   
   К этому времени в 50 лет уходит из жизни супруг Надежды Дмитриевны. Троих детей приходится поднимать одной в такое нелегкое время, к тому же нужно было пройти заочное обучение в Педагогическом институте. Но хрупкие плечи Надежды Дмитриевны выдержали все жизненные испытания.
   11 ноября 1971 года - дата официального вступления в строй нового здания школы, которая становится средней. Она уже имеет спортивный зал и различные спортивные площадки, столовую и газовую котельную. Кабинеты оснащены необходимым оборудованием и наглядным материалом. А ещё ребята занимались производственной практикой: ходили на коровник и свинарник, помогали совхозу в уборке свеклы и картофеля. Во время каникул на заработанные деньги совершали экскурсии по городам России. И всегда рядом с учениками был учитель, забывая про семью, детей, дом.
   Вот так в беспокойстве и заботе о подрастающем поколении, делясь своими знаниями и житейской мудростью, проработала Надежда Дмитриевна с победного 1945 до 1982 года учителем. Не одно поколение пятилетцев учила она добру и справедливости. Её имя можно смело назвать одним из первых в числе почетных жителей села. За годы, прожитые в "Пятилетке", она завоевала всеобщее уважение. Весть о том, что Надежда Дмитриевна Казеннова ждет получения нового жилья в Пензе, как вдова ветерана, сельчане восприняли как собственную радость. Наконец-то наступит время пожить рядом со своими детьми и внуками рядом. А мне от имени всех её многочисленных учеников хочется сказать сердечное СПАСИБО.
  Наталья Шульгина,
с. Красная Горка.

Оставить комментарий