Иногда работа с нашим российским законодательством очень напоминает сказку, где нужно отгадать сложную загадку, прежде чем получишь некий искомый предмет или услугу. А ведь как было бы просто работать, просто следуя инструкции и зная, что на любой вопрос есть однозначный ответ. И кажется, что уж в работе юриста всё именно так: есть законодательство, где всё чётко и понятно прописано, остаётся только делать всё согласно букве закона, и вроде бы, никаких непонятных ситуаций быть не должно, но... Откуда же тогда берутся спорные ситуации? Из неверного ли толкования законов? Или их корни в неоднозначности и недосказанности оных?
Интересная ситуация возникла в практике юриста ООО "Тепловик"* Валентины Николаевны Пичугиной: "Я уже пятнадцатый год работаю юристом в сфере теплоснабжения. Удивительно, но долгое время был открыт вопрос о порядке пломбирования счётчиков, на который законодательство чёткого ответа не даёт. С одной стороны, все услуги, связанные с установкой и обслуживанием счётчиков, платные. Но с другой стороны, непонятно, входит ли в обслуживание опломбирование. И так как правовые материалы по данному вопросу изложены не совсем корректно, есть возможность двоякого толкования".
На первый взгляд, проблемы серьёзной нет: стоимость опломбирования одного счётчика составляет всего 260 рублей, а при необходимости всегда можно обратиться в суд. Но если взглянуть более широко, то при оказании услуги всем бесплатно, у организации существенно уменьшается прибыль. Если же всегда оказывать услугу платно, то клиенты начнут обращаться в суд, а это дополнительные затраты не только денег организации, но и времени конкретного специалиста, да и неизвестно заранее, какое решение примет суд.
"Мы отправляли этот вопрос в разные инстанции, но ответы приходили также разные, - сетует Валентина Николаевна. - К нашей радости, помощь пришла, но не от государственных органов, а от специалиста информационного сервиса, сопровождающего установленную у нас справочно-правовую систему "КонсультантПлюс". Нам рассказали про "Горячую линию" и возможность заказать тематическую подборку документов, которой мы незамедлительно воспользовались. Результат превзошёл наши ожидания: мы получили отличную подборку правоприменительной практики из разных регионов. И хотя однозначности не было и там, но мы смогли более подробно изучить различные решения и аргументы, сделать выводы и защитить интересы предприятия".
Конечно, получить нужную информацию можно множеством способов. В том числе, поискать её в Интернете, прессе и книгах. Но за достоверность и актуальность полученных сведений ручаться можно не всегда. А вот пользователи СПС "КонсультантПлюс" получают полную, достоверную и актуальную информацию, к тому же, представленную в удобной для использования форме. Например, информационный банк "Постатейные комментарии и книги", входящий в справочную систему "КонсультантЮрист" поможет "перевести" сложные для восприятия статьи с витиеватого юридического языка на более простой и понятный, что позволит юристу не только самому лучше разобраться в вопросе, но и более доступно объяснить суть статьи клиенту или сослуживцу. А "Путеводители для юриста" - отличное подспорье в повседневной работе с судебной практикой по договорам, корпоративным спорам, корпоративным процедурам, трудовым спорам, а также в договорной работе и при получении гос.услуг. Материалы "Путеводителей КонсультантПлюс" содержат анализ судебной практики (выводы из судебной практики и позиции судов), практические рекомендации по порядку действий, оценку рисков, а также формы договоров. Кроме того, любой пользователь "КонсультантПлюс" может воспользоваться услугами "Горячей линии", полезность которой оценила Валентина Николаевна, решая сложный вопрос, уже долгое время не дающий покоя всей организации и её клиентам.
Вместо эпилога
Как это бывает в сказке (а наша история вовсе не сказочная), решить сложную задачу герою помог некто мудрый. В нашей истории таким мудрецом оказалась СПС "КонсультантПлюс". И как в любой сказке, здесь тоже есть счастливый, правда, несколько неожиданный финал.
"В конце прошлого года в закон о водоснабжении были внесены изменения, точнее дополнение, - завершает рассказ Валентина Николаевна. - Раньше в законе чётко были даны инструкции относительно опломбирования счётчиков только холодного водоснабжения, а теперь туда добавилось словосочетание "и горячего водоснабжения". Небольшое, на первый взгляд, изменение, но на наш вопрос появился однозначный ответ. С 1 января 2013 года закон вступил в силу, мы получили однозначный ответ на свой "больной вопрос". Особенно здорово, что теперь его решение уже не отдаётся "на откуп" местному самоуправлению, как это было раньше. А значит, мы можем более спокойно и уверенно работать. К сожалению, вопросы, рождающиеся из неоднозначности толкования законов, на этом не закончились. Но поскольку у нас есть такой замечательный инструмент, справочник и помощник как "КонсультантПлюс", я спокойна за интересы предприятия".
Более подробную информацию о Путеводителях КонсультантПлюс и других информационных банках справочно-правовой системы КонсультантПлюс Вы можете узнать в Региональном центре Сети КонсультантПлюс в Пензе и области по телефону (8412) 32-33-33.
Надежда Фёдорова.