Известно, что железная дорога всегда была зоной повышенной опасности. Таковой и остается: за 11 месяцев 2013 года на пересечениях железнодорожных и автомобильных дорог в Пензенской области зарегистрировано 3 дорожно-транспортных происшествия.
В основе каждого ДТП - невнимательность водителей, недостаточное знание и несоблюдение правил проезда железнодорожных переездов.
Особенно опасен неосмотрительный выезд на железнодорожные пути на переезде без шлагбаума. Между тем совсем нетрудно принять меры безопасности: при недостаточной видимости остановить машину перед переездом, выйти на железнодорожные пути и, посмотрев в обе стороны, убедиться в отсутствии приближающегося поезда. Особенно осторожным водитель должен быть в темное время суток, а также в условиях ограниченной видимости: в дождь, туман, снегопад и т. д. Для пропуска приближающегося поезда, а также в случаях, когда движение через переезд запрещено, необходимо остановить транспортное средство не ближе 5 м до шлагбаума или светофора, а на нерегулируемых переездах - не ближе 10 м до первого рельса. При наличии перед переездом разметки "стоп-линия" и (или) знаков 2.5 ( "Движение без остановки запрещено") и 5.33 "стоп-линия" необходимо при запрещающем сигнале светофора остановиться соответственно у разметки или у знаков.
Следует помнить, что дорожно-транспортные происшествия, возникающие на переездах, несмотря на их относительно небольшое количество, имеют, как правило, очень тяжелые последствия. Тормозной путь поезда во много раз превышает тормозной путь любого безрельсового транспортного средства. Достаточно сказать, что для остановки поезда, движущегося со скоростью 60- 70 км/ч, необходимо 600-700 м. Учитывая это, водитель должен переезжать железнодорожные пути только в установленных местах, проявляя повышенные внимание, осторожность и осмотрительность.
О приближении к любому железнодорожному переезду, регулируемому или нерегулируемому, водителя информируют следующие знаки: 1.1 "Железнодорожный переезд со шлагбаумом" и 1.2 "Железнодорожный переезд без шлагбаума", а также знаки 1.4.1-1.4.6 "Приближение к железнодорожному переезду". Эти знаки предупреждают водителя о необходимости подготовиться, чтобы безопасно проследовать через переезд.
Обгон на железнодорожных переездах и ближе 100 м перед ними запрещен. Запрещена также стоянка транспортных средств ближе 100 м по обе стороны переезда. На самом переезде запрещена и остановка, и стоянка.
При подъезде к регулируемому переезду водитель должен обратить внимание на положение шлагбаума (полушлагбаума), световую и (или) звуковую сигнализацию. Надо отметить, что на переездах со шлагбаумом всегда имеется дежурный, который, в случае необходимости, например, при неисправности автоматического шлагбаума, световой или звуковой сигнализации, может сам регулировать движение на переезде.
Сигналом, запрещающим движение, является положение корпуса дежурного по переезду, обращенного к водителю грудью или спиной с вытянутыми в сторону руками.
Начинать движение через переезд можно только при открытом шлагбауме и выключенной световой и звуковой сигнализации. Если хоть одна из систем сигнализации включена (световая или звуковая), то даже при открытом шлагбауме движение через переезд запрещено. Надо твердо запомнить, что во всех случаях, приближаясь к переезду, водител, независимо от положения шлагбаума и сигнализации, должен убедиться в отсутствии приближающегося поезда и лишь тогда въезжать на переезд.
Если через переезд движется транспортное средство с прицепом (полуприцепом) или транспортное средство, буксирующее другое - неисправное, то водителю целесообразно остановиться перед переездом с соблюдением соответствующих правил остановки и стоянки, тщательно осмотреть сцепное устройство и проверить его исправность. Лишь после этого можно продолжать движение.
Нельзя начинать движение сразу после проезда поезда. Необходимо подождать, пока поезд удалится на некоторое расстояние от переезда, чтобы убедиться в отсутствии встречного. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде, даже кратковременная, создает реальную угрозу столкновения с поездом. В этих условиях водителю следует прежде всего высадить людей из транспортного средства и удалить их на безопасное расстояние. Одновременно необходимо включить аварийную световую сигнализацию, а при ее отсутствии или неисправности выставить самому или с помощью пассажиров на расстоянии 25- 80 м позади транспортного средства знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
Если удалить транспортное средство с переезда не удается, водитель должен оповестить машиниста поезда о необходимости остановки. Для этого можно прибегнуть к помощи людей, находящихся в зоне переезда. Если имеется такая возможность, надо послать двух человек вдоль путей по обе стороны от переезда на расстояние не менее 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости), объяснив им, как подавать сигнал остановки машинисту поезда. Днем сигнал подается круговым вращением руки с каким-нибудь хорошо видимым предметом (лоскут яркой материи, шарф, шапка), а ночью с факелом или фонарем любого цвета.
Водитель во всех случаях должен оставаться на переезде возле транспортного средства, наблюдать за возможным появлением поезда и одновременно подавать сигнал общей тревоги в виде серий из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов. Сигнал подается с целью привлечения людей и водителей транспортных средств, которые могут находиться недалеко от переезда и оказать необходимую помощь. В случае появления поезда (локомотива, дрезины) водитель должен как можно быстрее двигаться ему навстречу, подавая сигнал остановки.
Надо отметить, что даже в такой критической и опасной ситуации правильные, своевременные и решительные действия водителя помогут предотвратить катастрофу.
Сергей Якушов,
начальник ОГИБДД ОМВД России
по Колышлейскому району,
ст. лейтенант полиции.