29 апреля 2024, понедельник
Областные новости

 

 

 

 

Социальная сфера

17.01.2014

На линии детства

Как уже сообщалось, на совещании по профилактике правонарушений прокуратурой было указано на недостаточную работу в этом направлении всех ведомств профилактики, включая сферу образования.
   Среди тех, кто отчитывался по данному вопросу, - и директор школы № 2 З.В. Сойчик. По её мнению, несмотря на серьёзную деятельность педколлектива по профилактике асоциальных явлений в среде школьников, актуальность проблемы существует. Каков же «социальный портрет» школы № 2 на сегодня? По словам Зинаиды Валерьевны, в ней в 2013-2014 году обучается 299 детей, в том числе из филиалов. Из них 65 детей воспитываются в неполных семьях (их 62), многодетных - 28, малообеспеченных - 116, в 8 семьях оба родителя уезжают на заработки, 2 семьи безработные (в них 2 детей), 7 детей воспитываются в опекунских семьях, в базу ДЕСОП внесено 10 семей и 14 детей. На внутришкольном учёте 8 семей на ранней стадии семейного неблагополучия, на учёте в ПДН ОВД также 8 семей. За совершение противоправных деяний в ПДН ОВД стоит на учёте 4 ребёнка, а на внутришкольном учёте - 1. Директор подчеркнула, что это цифры по одной только школе, Нетрудно представить ситуацию в рамках всего района и области. Решить проблему раз и навсегда невозможно, но педагоги не имеют права быть безучастными наблюдателями. Для этого в школе планируются и ведутся профилактические мероприятия, начиная от цикла лекций педагогов и специалистов разных ведомств по ознакомлению с различными законами, положениями и иными документами, регламентирующими права и обязанности ребёнка в социуме и обществе, и заканчивая многочисленными внутришкольными мероприятиями, работой по занятости подростков в каникулярное время.  
   Директор школы лично знакомит ребят с Уставом школы, с положением о правилах постановки на внутришкольный учёт - социальный педагог. Не раз встречались с ребятами школы № 2 инспектор ПДН Ирина Пугачёва и сотрудник ГИБДД Виталий Вирясов, рассказывая о том, что такое преступления и правонарушения, нарушения правил дорожного движения, об ответственности за нарушения закона. В школе введена должность уполномоченного по правам участников образовательного процесса, к которому имеют отношение как дети и педагоги, так и родители. Уполномоченный реагирует на сигналы, обращения, жалобы участников образовательного процесса, проблемы классных коллективов и различные конфликтные ситуации.
   Говоря о мерах раннего выявления семейного неблагополучия, Зинаида Валерьевна рассказала, что классный руководитель на основании посещения семей, бесед с детьми и родителями составляет диагностическую карту, отражающую социальный портрет классного коллектива, статус семьи, жилищно-бытовые условия проживания несовершеннолетнего, микроклимат в семье. При выявлении каких-либо проблем классный руководитель ставит в известность социального педагога и администрацию школы, а затем с семьёй ведётся индивидуальная работа (от бесед до встреч с представителями различных заинтересованных ведомств). Кроме того, такие семьи приглашаются на заседания школьных советов: отцов, бабушек и дедушек, малого педагогического совета.
   По убеждению директора школы, опыт работы с семьёй показывает - сплочению детей и родителей способствуют совместные мероприятия: праздники, соревнования, походы, поездки, часы общения и так далее. Организация свободного времени детей также значимый профилактический фактор. Так, - сетью объединений дополнительного образования школы охвачено 87% учеников. Причём, охват школьников 1 - 3 классов в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов начальной школы - 100% ("Школа здоровья", "Экономика: первые шаги", "Легоконструирование" и другие). В 4-х 11-х классах 76% ребят заняты в кружках и секциях в соответствии с пожеланиями детей и их родителей, наличием материальной базы школы и специалистов. В школе сегодня 11 объединений по интересам, а занятия школьных секций, по словам З.В. Сойчик, посещают и ребята из других учреждений образования. Были также приведены конкретные примеры, когда ученики школы, состоящие на разных видах учёта, были заняты в объединениях допобразования. Увы, несмотря на привлечение детей в кружки и секции, проблемы остаются.
   В этой связи директор школы добавила, что современные дети - креативные люди, они хотят картинги, ролики, паркур, граффити, занятия дворовыми танцами, моделированием и так далее. Но из-за отсутствия базы и специалистов подобные желания детей и родителей удовлетворить невозможно. Действенной мерой профилактики, по мнению Зинаиды Валерьевны, является организация школьных производственных бригад на основе трёхсторонних трудовых договоров (школа, ЦЗН, УСЗН), что занимает не только свободное время учащихся, но и приучает детей к труду, даёт возможность заработать какие-то средства. Однако и здесь педагоги встречаются с проблемами: работать хотят благополучные дети, а дети из неполных семей в такой ситуации теряют федеральные социальные доплаты к пенсии по потере кормильца, что невыгодно. Кстати, из желающих работать в прошлом году ребята трудились лишь в июле, хотя желающие были и на другие месяцы.
   Много лет на базе школы в каникулы действует оздоровительный лагерь дневного пребывания, где при приёме приоритет отдаётся именно детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. К большому сожалению, порой принимаемые педагогами профилактические меры не дают стопроцентных результатов. Например, есть сложная ситуация с одной из учениц (она из неблагополучной семьи), которая по сути отказывается посещать школу (за первое полугодие была всего лишь 20 дней и те в принудительном порядке). Её времяпрепровождение во время занятий установить не всегда удаётся: ни она, ни её мать на звонки не отвечают, застать их дома невозможно, а в ночное время дверь в дом не открывают. Несмотря на то, что мать и дочь письменное заявляли о намерении посещать школу, но обещание не выполняют. Девочку, по сведениям инспектора ПДН, изымали из одной семьи, проживающей в близлежащей от Колышлея деревне, помещали в детское отделение больницы, но ситуация повторяется. Стоит вопрос об изъятии дочери из семьи и её дальнейшем обучении в специализированном учреждении. Такой сложный случай единичен, но имеет место и не может быть решён только лишь школой.
   Подводя итог сказанному, З.В. Сойчик сказала о том, что педколлектив, конечно же, постарается сделать всё возможное, чтобы усилить меры по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, но для этого требуется и поддержка родителей, семьи, ибо сила во взаимодействии.
Ольга Юдина.        

Оставить комментарий