23 ноября 2024, суббота
Областные новости

 

 

 

 

Социальная сфера

05.06.2014

Недопетая песня России

В ночь с 14 на 15 октября 1814 года в Москве, в доме генерал - майора Федора Николаевича Толя в семье отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын.
   Его назвали Михаилом и ранней весной следующего года отвезли в деревню Тарханы, к бабушке.
   Деревня эта находилась в Чембарском уезде, Пензенской губернии. Там-то и прошло детство будущего великого поэта.
   Что видел он там? Что рассказывали ему в первые годы жизни? Что запомнилось ему лучше всего?
   Самое первое его впечатление - песня маменьки. А когда мальчику шел третий год, маменька умерла. Михаил на всю жизнь запомнил сцену похорон и через 18 лет описал их.
   Домашние, наблюдавшие маленького Мишеньку, с удивлением заметили, что, едва научившись говорить, он стал рифмовать слова. А потом и короткие фразы.
   Почти тогда же начал он и рисовать, ползая по обитому сукном полу в своей детской комнате и чертя по сукну мелом.
   Через девять дней после смерти маменьки из Тархан уехал отец Мишеньки - отставной капитан Юрий Петрович Лермонтов. Когда мальчик подрос, он узнал, что виновником смерти маменьки была не столько чахотка, сколько его отец - любитель вина, женщин  и карточной игры.
   О чем еще рассказывали мальчику в годы его детства?
   На протяжении всей своей жизни Михаил Юрьевич не переставал интересоваться своей генеалогией. По отцу предками Лермонтовых были шотландские дворяне, происходящие от легендарного Лерманта - поэта-прорицателя, основоположника шотландской литературы, известного в народе под именем Томаса - Рифмача.
   Шотландские прародители со стороны отца дополнялись татарскими предками со стороны матери.
   Дед поэта - Михаил Васильевич Арсеньев был умен, влюбчив, необуздан нравом, непредсказуем в поступках. Увлекался театром.
   1 января 1810 г. в доме Арсеньевых ставили "Гамлета", и 42-летний хозяин усадьбы играл роль могильщика. В антракте "могильщик" в костюме и гриме вышел в гардеробную комнату и там отравился. Спасти его не удалось.
   Елизавета Алексеевна была горда, независима и самолюбива. Её характер в значительной мере был плодом на старом и богатом генетическом древе ее рода - рода состоятельных и на редкость хозяйственных русских дворян Столыпиных. Из рода Столыпиных вышли крупные государственные деятели - министры, командиры полков, губернские предводители дворянства, дипломаты.
   Твердость характера, свойственная Елизавете Алексеевне и до смерти мужа, после того стала еще сильнее.
   После смерти дочери на ее руках остался единственный внук - Мишенька. С самого начала жизни он был окружен трепетной заботой и безмерной любовью бабушки.
   О его детстве сохранились воспоминания тарханских крестьян. Вот лишь некоторые из них.
  На день рождения бабушка однажды спросила его:
   -Что подарить тебе, Мишенька?
    И он ответил:
   -Дайте мне один день поуправлять имением.
   Бабушка согласилась, и Мишенька в этот день подарил крестьянам барскую рощу  - Долгую рощу, как ее называли.
   Только бабушка на следующий день рощу эту отобрала назад.
   Однако в другой раз Мишенька сумел настоять на своем. А дело было так: крестьяне собрали 36 рублей, купили красивого серого коня и подарили его молодому барину. Мальчик упросил бабушку, чтобы она разрешила крестьянам, которые подарили ему коня, взять из Долгой рощи столько  леса, сколько нужно будет, чтобы построить каждому из них по новой избе.
   Бабушка разрешила, и в деревне появилась новая улица, а над каждой избой был поставлен конек. Наверное, в память о подарке, который сделали крестьяне своему любимцу.
   А если кого-нибудь из крестьян велели пороть, Мишенька бросался освобождать несчастного -  с палкой, с ножом, с чем попало. И бабушка отменяла наказание.
   Когда же Михаил Юрьевич получил право распоряжаться судьбами принадлежащих ему рабов, его "крещенной собственностью", он, конечно же, отпустил всех их на волю, не взяв, разумеется, ни копейки выкупа.
   А пока он жил с бабушкой в деревне, играл со сверстниками в военные игры, учился музыке и языкам, слушал рассказы взрослых и сверстников и думал обо всем, что видел и о чем ему довелось услышать. И переправлял все это в уме и сердце своем в дивные стихи, то преисполненные печали, то полыхавшие бунтарством, то звеневшие прощальными колокольчиками разлуки…
   Его стих был необычайно музыкален. Наверное, это являлось следствием того, что Михаил Лермонтов с самого раннего детства был одержим не только поэзией и рисованием, но и музыкой.
   Музыка сопровождала Лермонтова всю жизнь. Он играл на фортепиано, скрипке.
   Однако же начало всему этому было положено в Тарханах, в первые годы его жизни.
   А потом  была поездка с бабушкой на Кавказские Минеральные воды (летом 1820 г. и еще одно путешествие в 1825 -м году).
   Кавказ потряс мальчика. И этот край, где посетила его первая любовь, стал для него вечной любовью.
  "Кавказский пленник" Пушкина был одной из любимых поэм юного Лермонтова. Под ее впечатлением он в 1828 г. написал собственную поэму под тем же названием. А первой его поэмой были "Черкессы", написанные летом того же 1828 г.
   В 1829 г. он начнет писать одно из самых главных своих произведений - поэму "Демон", работа над которой займет у него десять лет.
   В 1824 г. в печати появилось стихотворение Пушкина "Мой демон". Лермонтов, прочитав его, в 1829 г. написал стихотворение под таким же названием, и еще одно год спустя - и снова под тем же названием, но только суть произведений была диаметрально противоположна - Пушкин противостоял Демону, Лермонтов же нерасторжимо с ним связан.
   Осенью 1829 года Лермонтов начал изучать английский язык, и вскоре рядом с Пушкиным встал перед юным стихотворцем еще один великий поэт- Джордж Ноэл Гордон Байрон - романтик и бунтарь, английский аристократ, погибший в борьбе за свободу Греции.
   И какую же кардинальную внутреннюю эволюцию надо было пережить молодому поэту, чтобы в 17 лет написать:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый
избранник...…
   Сравнивая себя с богом, молодой поэт в собственном представлении становится выше всех смертных, а следовательно, и выше Байрона.
   И в одной ли творческой эволюции это дело? Нет, наверное.
   Однако это уже выходит за рамки того, о чем хотелось рассказать…
Подготовила
Марина Прокофьева.

Фото с сайта: http://static2.aif.ru

Оставить комментарий