Татьяна Васильевна, закон о пенсиях, действительно, один из сложных. Пенсионная реформа 2002 года входила в реалии нелегко и усваивалась долго. Какая же необходимость реформировать пенсионную систему вновь?
- Во-первых, изменения нужны ради нерешенных ранее проблем российской пенсионной системы и обеспечения социально-приемлемого уровня пенсионного обеспечения россиян в средней и долгосрочной перспективе.
В основу ключевых преобразований пенсионной системы 2002 года были положены страховые принципы, изменена система формирования и учёта пенсионных прав, введен накопительный компонент обязательного пенсионного страхования. Между тем, анализ и актуарные расчеты показывают, что пенсионная система работает недостаточно эффективно, т.к. до сих пор не решен ряд ключевых вопросов.
Это касается отсутствия достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсий на социально приемлемом уровне в долгосрочной перспективе, нарастания финансовой несбалансированности пенсионной системы, в том числе по причине снижения численности плательщиков страховых взносов и роста количества получателей пенсий, сохранения института досрочных пенсий в солидарной системе без определения источника их финансирования страхового характера, и нарастания рисков, связанных с сохранностью и обесцениванием пенсионных накоплений при неразвитых финансовых институтах.
Если ничего не делать и не устранить эти проблемы - сохранение социально-приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан уже в среднесрочной перспективе станет невозможным.
Но какие задачи должны решить нынешние изменения?
Это обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате); совокупного минимального дохода пенсионера на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера; развитие трехуровневой пенсионной системы: государственная пенсия – корпоративная пенсия – частная пенсия (с упором на два последних уровня для высокооплачиваемых граждан); повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
Что вы можете рассказать о модели новой пенсионной системы исходя из стратегии её развития?
- В Стратегии отмечается необходимость формирования в России трехуровневой пенсионной системы. Первый, базовый уровень - формируется из трудовой пенсии в рамках государственной публичной системы обязательного пенсионного страхования. Источник - обязательные страховые взносы работодателей. Этот уровень должен обеспечивать при нормативном страховом стаже и при средней заработной плате коэффициент замещения пенсией утраченного заработка до 40 процентов.
Второй уровень – корпоративная пенсия. Она должна формироваться как за счет взносов работодателей, так и самих работников (на основе трудовых договоров, коллективных договоров и целевых соглашений с работодателем).
Третий уровень – частная пенсия, которая формируется самим работником, физическим лицом. Такие пенсии также могут и должны стимулироваться работодателем.
Эти три уровня должны в совокупности к 2030 году позволить выйти на коэффициент замещения до 60-70 процентов утраченного заработка. Особенно, это касается граждан со средним и высоким уровнем доходов.
- Стратегия долгосрочного развития вводит новое правило формирования пенсии: 40 – 20 – 40 – 20. Что это значит?
Расчеты показывают, что коэффициент замещения заработка трудовой пенсией на уровне 40% обеспечивается при 40 годах трудового стажа и уплате с него страховых взносов в 20% от заработной платы. Для расчета размера пенсии брался период нахождения на пенсии, равный 20 годам (это расчетная величина, т.к. выплата пенсий носит бессрочный, пожизненный характер; в 2013 году законодательно утвержден период нахождения на пенсии – 19 лет, среднестатистический срок нахождения на пенсии сейчас составляет 21 год).
При этом для представителей среднего класса будут созданы условия для достижения адекватного их заработкам уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.
- Не является ли требование к нормативному стажу фактическим повышением пенсионного возраста? Или, наоборот – причиной реального снижения размера пенсий? Женщинам будет трудно совместить выработку 40-летнего стажа с рождением и воспитанием детей.
- Стратегия не предусматривает повышение общеустановленного пенсионного возраста. У женщин сохранится право выхода на пенсию в 55 лет, у мужчин - в 60 лет. Но чем позднее гражданин будет выходить на пенсию, и чем продолжительнее у него будет трудовой стаж, тем выше у него будет размер трудовой пенсии. Если трудовой стаж будет меньше 40 лет, то и пенсия будет ниже, чем 40% от среднего заработка. Гражданин сам будет решать, когда лично ему выгодней выходить на пенсию.
Татьяна Васильевна, будут ли и дальше выплачиваться пенсии работающим пенсионерам?
Да, будут. Хотя в перспективе возможно ограничение на выплату пенсии или части пенсии работающего пенсионера, если его зарплата выше средней.
- А правда ли, что накопительная система будет отменена, и уже сформированные пенсионные накопления (всё, что накопили молодые), пойдет на выплату текущих пенсий?
- Нет, отменяться она не будет. Стратегия предлагает более гибкое использование накопительной системы в формировании накопительной части пенсии через её поэтапный перевод из плоскости публичных обязательств государства, в более гибкий формат – корпоративную и добровольную систему пенсионных накоплений.
Подготовила Ольга Юдина.