Колышлейцы, которых по данной теме проконсультировала на встрече главный специалист-эксперт отдела защите прав граждан и информирования ТФОМС О.С. Ломовицкая, не случайно благодарили её за исчерпывающие ответы на вопросы. Праздными их никак не назовёшь, ибо касаются они по-настоящему больной для населения темы - прав и обязанностей граждан в сфере охраны здоровья. Просвещение - с простого. На сегодня есть 4 вида действующих документов ОМС, дающих право на бесплатное получение медпомощи на всей территории РФ, включая Крым и Севастополь: полисы старого (он действует до замены) и нового образцов, электронный вариант полиса и универсальная электронная карта, куда входят и услуги полиса. Получить полис (по поводу обязательного медстрахования человек обращается лично, либо через своего представителя) граждане могут в представительстве страховой компании или в МФЦ. Новый полис получается при рождении ребёнка, при смене ФИО, места жительства, когда человек переезжает из региона в регион, при отсутствии полиса и при установлении неточности или ошибки, содержащихся в полисе. Наличие полиса можно проверить и на официальном сайте ТФОМС Пензенской области через портал застрахованных лиц (можно внести данные временного свидетельства, при потере - серию и номер паспорта). Мало кто знает, что 1 раз в год можно заменить страховую компанию, если меняется регион проживания, если застрахованный не- доволен работой страховой медицинской организации (были проблемы в лечебном учреждении) и если та прекратила свою деятельность на территории региона.
О.С. Ломовицкая обратила внимание на то, что в полисе указан телефон горячей линии "Полис" 88001008044 чтобы люди могли обратиться туда для оперативного решения проблем при оказании медпомощи. В стационаре лечение должно быть бесплатным, перебои с лекарствами - не проблема пациентов. Но в определённой ситуации пациент может сохранить все чеки приобретаемых препаратов, а затем обратиться с заявлением в страховую компанию, дабы возместить затраты на лечение (проводится экспертиза документов). Однако Ольга Сергеевна подчеркнула, чтобы граждане обращали внимание на то, что подписывают в кабинете у врача: порой это согласие на оказание платной услуги. Не лишне знать людям и о том, что диспансеризация населения проводится бесплатно. Бесплатную помощь вам, например, должна оказать и "Скорая", но если дело дойдёт до стационара, полис на оказание медпомощи обязателен.
Важно также помнить, что обеспечение лекарственными препаратами при первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной специализированной помощи, в том числе высокотехнологичной скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной медпомощи в стационарных условиях выполняется в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). О. С. Ломовицкая настоятельно рекомендует жителям пользоваться своим правом на информирование по различным вопросам в рамках программы ОМС и обращаться по горячей линии "Полис", а также пользоваться порталом "Информационной поддержки" с главной страницы сайта ТФОМС. Среди наиболее волнующих жителей вопросов - касающиеся направлений на обследование. Например, врач выписал направление на УЗИ, а в кабинете пациенту сказали, что услуга платная. Но в медучреждении, работающем в системе обязательного медстрахования, обследование на УЗИ должно быть бесплатным. Ещё специалист ТФОМС отметила, что возможность защиты прав пациентов, обратившихся в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, существенно выше, если такое обращение делается в письменной форме. Не нужно пациенту в каких-то волнующих его ситуациях, касающихся его лечения, когда он не может решить проблему в местном лечебном учреждении, оставаться наедине со своими раздумьями. Потому-то и существует горячая линия ТФОМС, где обязательно помогут разобраться в каждом конкретном случае. Людям также надо взять за правило, что прежде, чем оплачивать какие-либо медицинские услуги или покупку в аптеке лекарственных средств, выписанных в стационаре (дневном или стационаре на дому), стоит убедиться, что данная услуга или препарат не включены в Программу ОМС. Об этом также можно проконсультироваться и по телефону горячей линии.
Ольга Юдина.