15 мая 2024, среда
Областные новости

 

 

 

 

Социальная сфера

22.10.2014

Он — счастливый человек!

90 лет - это целая эпоха, начавшаяся для почётного ныне жителя р.п. Колышлей в прошлом веке, опалённом огнём освободительной войны с фашистскими захватчиками. Все, кто знает Александра Петровича, знают его лишь как замечательного человека. Вот и в моей жизни ветеран был, если можно так сказать, наставником. В школе № 1, в которой я училась в старших классах, он преподавал НВП (начальную военную подготовку), вёл стрелковый кружок, трудовое воспитание и до сих пор помнит, кто с кем и за какой партой сидел в нашем классе на его уроках. Строгий, подтянутый, в форменной одежде офицер запаса вызывал неизменное уважение. Самые хулиганистые школяры при его появлении ходили по струнке, хотя знали, что тот никогда о проделках шкодливых учеников не расскажет классному руководителю и тем более директору школы. Зато сам так "продерёт" в целях воспитания, что слова учителя ещё долго шли на пользу нарушителям школьной дисциплины. Александр Петрович и пошутить к месту умел, делая это не навязчиво, давая понять, что даже самый строгий учитель - не цербер, хотя лентяям на уроках спуску не давал, требовал знания предмета.
   Его нетерпимость к любому разгильдяйству - родом из детства. Родители так воспитывали. А когда вместе с семьёй с пяти лет Саша стал членом колхоза и вовсе спрос за все домашние дела был строгим. С того времени сохранилась фотография. Историю её появления Александр Петрович помнит отлично. Отец пришёл с собрания, где было принято решение о вхождении жителей с. Сущёвка со всей живностью в колхоз, и сказал, чтобы собирались в Колышлей, где о таком радостном и памятном дне надо сделать фотографию на память. Фотограф дал в руки мальчику макет утки, которая неким счастливым символом и осталась на снимке.
   Есть в фотоархиве ветерана ещё одна фотография, где запечатлён класс, в котором учился Александр уже в старших классах колышлейской школы (начальную - окончил в своём селе): снимки раньше были драгоценной редкостью. Но возможно, класс сфотографировался бы и ещё, если б не помешала война. В 41-ом году, когда Саше и его друзьям шёл 17-й год, началась война. Судьба мальчишек из 9-го класса была предрешена. До 12 июля ребят обучали военному делу при районном военном комиссариате, а потом предложили учиться в пензенском артучилище. Вместе с А.П. Кондрашовым туда отправились его друзья, о которых он вспоминает с большим теплом: Е.Ф. Никулкин, В.Г. Слётов, Н.А. Андриянов, П.М. Таюрский. Три месяца учёбы пролетели быстро. 23 октября курсанты, по сути, совсем ещё мальчишки были направлены на защиту Москвы, а Александр - на защиту Ленинграда. Тогда, как вспоминает ветеран, в стране была очень тяжёлая обстановка. По железным дорогам шла массовая эвакуация промышленности на восток из западных районов страны. Часть, в которую попал Александр Петрович, формировалась в Архангельске, но с отправкой туда была задержка из-за плохого движения поездов. А 4 ноября 1941 года вчерашний школьник в г. Горький впервые ощутил на себе, что такое фашистская бомбёжка. Спустя три недели после этого в каком-то смысле боевого крещения, наконец, прибыли к месту. На фронт из Архангельска попали в январе 42-го года. Часть охраняла побережье Белого моря от фашистских десантников и помогала прорывать кольцо окружения вокруг Ленинграда.
   Если б не война, Александр в апреле 42-го года сидел бы за партой в 10 классе, но вместо этого в районе г. МГА и Сенявина получил своё первое ранение. Один осколок и сейчас в правом бедре ветерана напоминает о далёких сражениях. Вновь встать в строй парню помог госпиталь в Чагоде Волгоградской области, где под хлороформом 2-3 раза его оперировали. И снова в свою часть - 32-ю отдельную стрелковую бригаду под командованием полковника Сухорёброва. На войне, как на войне: потери неизбежны, но Бог хранил нашего земляка, который всякий раз с большой болью терял своих боевых друзей. К октябрю того же года в артдивизионе осталось 13 человек, которых направили на переформировку в г. Данилов Ярославской области. В начале 43-го Александр Кондрашов был уже на фронте в районе г. Старая Русса, а вскоре участвовал и в штурме г. Холм Новгородской области.
   Перечислять сейчас даты легко и просто, и вряд ли мы, живущие в мирное время, можем себе представить, чего стоил тогда каждый фронтовой день. Разве что украинские события, бесстрастно отражённые сегодня в телевизионной хронике, заставляют нас ещё раз переосмысливать сражения на фронтах Отечественной войны, где ежедневно, отстаивая каждую пядь земли, гибли бойцы, среди которых было много сверстников Александра. Сейчас их принято называть подростками, а тогда они были мужчинами, воинами, выполнявшими приказ - ни шагу назад, чтобы уничтожать фашистов, пришедших поработить наш народ. Тогда они знали, что после ранения и госпиталя - вновь на фронт. Вот и Александр Петрович уже после второго ранения (в левое бедро), побывав на излечении в Казани, в июне 43-го года прибыл в 76 гвардейскую Черниговскую стрелковую дивизию на Орловско-Курскую Дугу. Освобождая разные населённые пункты, в сентябре подошли к Чернигову и очистили город от врага, а 4 октября уже форсировали Днепр и вступили в Белоруссию.
   Хроника жизни удивительно чётко "прописана" в памяти ветерана. Но в самые глубинные её страницы, заставлявшие предательски дрожать голос,  тому не хотелось особо погружаться. Это личное, что, возможно, не описать никакими словами. Поэтому, А.П. Кондрашов, казалось, нарочито спокойно старался говорить о войне, а об очередных своих ранениях даже с некоторым характерным для него юмором, выражающимся не в каких-то фразах, а в короткой улыбке и взмахе кистью руки: вот, мол, случилась такая аказия. Случилась, и слава Богу! Ведь ранен, а не убит. Левую руку лечили в санпоезде, отдирая, со словами: "терпи" бинты для очередной перевязки и в Каширском госпитале под Москвой, где осколок всё же удалили. А после была 23-я танковая бригада отдельной Ельнинской танковой бригады, участвующая в освобождении Минска и Могилёва, когда танковый стрелок Кондрашов вновь ежедневно рисковал жизнью, не только находясь на боевой машине, но и рядом с ней при атаке, когда бежал с автоматом в руках. И снова ангел-хранитель спас Александра, раненного в грудь, а вскоре и в бедро осколком снаряда (теперь ветеран смеётся, что, мол, через рамки металлоискателя ему не пройти). На 2-й Белорусский фронт А.П. Кондрашов попал в октябре 1944 г., где в составе 7-го артполка прошёл путь от Белостока (Польша) до Гданьска.         
   До Победы оставалось чуть более месяца, когда артиллериста 31 марта 45-го года направили с фронта в 29-й учебно-артиллерийский полк офицерского состава в Горьковскую область. Командование ставило задачу доучиться тем, кого когда-то отправило на фронт с учебной скамьи военных училищ. В чине младшего лейтенанта 1 ноября 45-го года Александр Кондрашов был уволен из вооружённых сил по Указу, как имеющий 3 и более ранения. Но и мирная жизнь ветерана была связана с военной профессией. Офицер запаса в 1952 г. был призван на службу. В Энгельсе, Новокуйбышевске, Краснодарском крае он работал со вновь прибывшим в армию составом, преподавая военные науки. А через 4 года, когда в вооружённых силах прошло глобальное сокращение, был уволен с военной службы.
        
Как в армии
   И в мирное время опыт ветерана всегда был востребован. К примеру, в воспитании подрастающего поколения, когда патриотизм, дисциплина, ответственность ставились во главу угла. В этом смысле, как наставник Александр Петрович был незаменим. Поэтому, когда с 1957 года он стал в школе № 1 преподавателем труда, ему было легко. В плане воспитания особой философии ему изобретать не приходилось: жизнь научила всему. К любому делу учитель подходил основательно, и ребята к нему тянулись. Александр Петрович вспоминает, что в дни летних каникул школе было поручено построить курятник в колхозе "Советская Россия". И они со старшеклассниками его построили. По словам ветерана, очень заботливо тогда отнеслась к ним прекрасной души человек председатель Прохорова, которая ежедневно контролировала, как повара готовят, сытно ли кормят ребят. Силами 115 мальчишек (девочки занимались сельхозработами) и учителя были заработаны средства, на которые купили телевизор в школу, а каждому ученику было доставлено по 75 кг. пшеницы.                          
   Не обошлось в биографии ветерана и без партийной работы: он был парторгом в совхозе. Только через пару лет в силу своей принципиальности оставил эту казённую должность. Его вновь позвали в школу, именовавшуюся в 1959 году "Колышлейская школа политехнического и производственного обучения". Там это производственное обучение и преподавал 10 лет. А затем - начальную военную подготовку, вёл стрелковый кружок, обучая ребят стрельбе из мелкокалиберной винтовки, готовил и проводил замечательные военно-патриотические игры "Зарница" и "Орлёнок", оставшиеся в памяти многих его учеников.
   Но его уроки НВП пригодились не только мальчишкам. Одна из выпускниц, которую судьба занесла в Сибирь, приехав на встречу с выпускниками, рассказала учителю историю. Очень она хотела вступить в охотообщество по месту жительства. Да, сколько не просила, отказывали ей: не женское это, мол, дело. Тогда она в сердцах заявила, что может любого мужика "за пояс заткнуть". Не поверили. А когда она автомат Калашникова чуть ли не с закрытыми глазами разобрала и собрала, назвав без запинки каждую его деталь, её изумлённо спросили, откуда такие навыки? Тогда-то она и поведала о школьном учителе, которого затем при встрече поблагодарила за знания и за то, что затем много лет в охотообществе успешно состояла. Только каждый ученик ветерана получил от него не только знания по школьной программе, но и те, которым не все университеты научат. Им одно название - человеческие. Поэтому, из школы Александра Петровича ещё десять лет после выхода на заслуженный отдых не отпускали. Он был незаменимым по хозчасти, приходилось и трудовика заменять во время его учебных сессий.
   Последние три года бывшего учителя, по его словам, в школу не приглашают, видимо щадя здоровье Александра Петровича, которому желают только добра и долгих лет. Но помнят его в школе все. А тот помнит школу, учителей и учеников. Были ли тяжёлые минуты в его жизни в мирное время? И на этот вопрос ветеран ответил, не кривя душой: "были". Много лет он возглавлял райком профсоюза работников образования и порой чувствовал своё бессилие, когда надо было решить вопрос иначе, чем требовали сверху.
   - Не знаю как теперь в этом деле, но у меня было горькое ощущение какой-то никчёмности этой должности, если вышестоящие и слушать тебя не хотели.
   Зато горд за то поколение педагогов, к которым с любым начальством можно было на открытый урок прийти и увидеть настоящий мастер-класс. А его мастер-класс - вся его жизнь. Несколько раз на встречах его спрашивали и ребята из детского сада, и школьники, счастливый ли он человек?
   - Да, очень счастливый, - отвечал он.
   Однажды на встрече с участниками войны в Пензе на выставке "Поэт-фронтовик" он услышал и запомнил слова такого поэта: "Есть у нас одна забота - сердце не жалеть, чтобы нашим детям, нашим внукам счастье подарить…". Вот и ребят он спрашивал: "Вы выросли под мирным небом, а разве это не счастье?". И подарили его фронтовики. Их пятеро вместе с Александром Петровичем уходили в училище и на фронт, а в живых теперь остался лишь он один. Это тоже счастье для ветерана, но со слезами на глазах: не хватает ему верных дружков.
   А что ещё печалит в нынешней жизни этого уважаемого человека, фронтовика? Его ответ тоже прост: "Хочется мне сказать представителям власти - не будьте Богами, будьте ближе к людям, искреннее, уважительнее!". Этого ветеран желает и тем, кто сегодня порой ничего вокруг не видит, кроме своего бизнеса, не считаясь ни с чем святым.
   Где черпает силы ветеран? Говорит, что, конечно, в семье, где уже кроме 2-х внучек 2 правнучки и 1 правнук. После серьёзной операции, которую несколько лет назад успешно провёл ему доктор А.В. Востриков, за Александром Петровичем, по его словам, как за малым дитём ухаживают сын и сноха. Чего же больше нужно для хорошего настроения? И только тогда, когда ветеран войны достал красную подушечку с боевыми наградами, слёзы в его глазах невольно заблестели. Орден Отечественной войны 1-й степени, медали "За Отвагу", "За оборону Ленинграда", "За Победу", "За снятие Блокады Ленинграда" и ещё множество юбилейных. Они - драгоценная память о завоёванном для всех нас счастье жить в мире. Он хрупок, как и сама жизнь всех ныне здравствующих ветеранов. В их лице А.П. Кондрашов желает своей стране укрепления и развития, а всем нам - терпения и исполнения надежд.
   Пожелаем и все мы, колышлейцы, дорогому Александру Петровичу крепости духа, здоровья и ещё многих, многих лет жизни!
Ольга Юдина. 

Оставить комментарий