Какова в районе ситуация, связанная с проблемой безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних?
Казалось бы, о системе мер, направленных на выявление причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности, индивидуальной профилактической работе с детьми, подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении, всё сказано в законе. Но как бы ни были хороши его основополагающие направления, жизнь заставляет их совершенствовать, опираясь на практический опыт. Иллюзий быть не должно: зачастую родители не задумываются о том, есть какой-то закон или нет. И без живой работы специалистов сами по себе статьи закона бессильны, ибо для неблагополучной семьи "настольной книгой" не являются. Поэтому так важно, когда, к примеру, классный руководитель скрупулёзно изучает, вникает во взаимоотношения родителей и детей в каждой конкретной семье. Только так возможно своевременно оказать психологическую помощь ребёнку, помочь разрешить конфликт, предотвратить самовольный уход из семьи.
Конечно, каждая из семей нуждается в индивидуальной работе. Но и без мероприятий по плану родительского всеобуча (здесь предусмотрены и индивидуальные консультации), повышающих правовую культуру, психолого-педагогические компетенции родителей и учащихся, не обойтись. Тем не менее, родителям и самим нужно активнее интересоваться проблемами переходного возраста их детей, быть готовыми к разным моментам взаимоотношений с детьми, чтобы по возможности управлять ситуацией и сделать всё от них зависящее, для её разрешения. Например, между школьницей и её матерью, с которой конфликты уже случались, в очередной раз буквально на пустом месте вспыхнула обида. В порыве юношеского максимализма девушка ушла из дома к своему приятелю, которого просила не говорить о том, что она находится у него, если мать позвонит. Тот так и сделал. Родительница обзвонила всех знакомых и друзей девушки, чтобы выяснить, где её дочь. Та же, наверняка осознавая переживания матери, не оповестила её, не успокоила. Отсутствие интереса к жизни подростка, натянутые отношения в семье стали почвой для конфликта. Возможно, матери всё же стоило пойти самой к друзьям дочери, чтобы убедиться, где та находилась на самом деле. Ложь школьницы могла бы привести и к ещё большему недоверию в семье, где, к счастью, взаимоотношения уже нормализовались. Разумеется, школа не осталась в стороне от конфликта, и предстоит приложить ещё немало стараний, чтобы во взаимоотношениях этих самых родных людей больше не было недоразумений.
Что делается педагогами для раннего выявления семейного неблагополучия и оказания поддержки семьям и детям, находящимся в социально опасном положении? В каждом образовательном учреждении учителями посещаются семьи учащихся. Без этого нельзя ответить на вопросы о том, каковы материально-бытовые условия их жизни и морально-психологическая атмосфера в той или иной семье. И если выявляются факты несоблюдения родителями требований законодательства по воспитанию и содержанию детей, семьи и несовершеннолетние ставятся на учёт образовательного учреждения, с ними проводится индивидуально-профилактическая работа, чтобы факторы семейного неблагополучия снизить и создать условия для развития несовершеннолетнего. Достичь этого всегда стоит больших усилий педагогов, которые, борясь за ребёнка, используют в работе с родителями весь свой опыт и авторитет, хотя некоторые из них считают, что в их жизнь не стоит вмешиваться, так как она, по их мнению, никого не касается. Но, повторяю, есть закон, и педагогическое сообщество обязано защищать интересы несовершеннолетних.
Между тем, на начало этого учебного года на учёте в школах и детских садах стоят 106 неблагополучных семей (ДЕСОП - 38, ВШУ - 68), где 152 ребёнка. Причины постановки на учёт: пьянство родителей (43% от общего числа неблагополучных семей) и психолого-педагогические (32,6%). Число семей на внутришкольном учёте в последнее время увеличилось за счёт того, что профилактическая работа проводится в семьях, где дети совершили противоправные деяния (фактор - девиантное поведение несовершеннолетнего). Все дети из данных семей получают образование, организуется их внеурочная занятость, отдых и оздоровление в каникулярное время. А в течение учебного года ведётся учёт несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школах.
Хочется призвать всех родителей к сотрудничеству, доверительным отношениям с педагогами и тем более со своими детьми, которым изо дня в день надо прививать семейные ценности. Лишь на этой основе можно избежать многих неприятных ситуаций. Ведь хорошо известно, что нередко подростки и сами сожалеют о совершённых ими поступках, которых бы не случилось, будь мать или отец немного внимательнее к своим несовершеннолетним детям.
Ольга Алексеева,
главный специалист
отдела образования
администрации района.