10 мая 2024, пятница
Областные новости

 

 

 

 

Социальная сфера

19.12.2014

Не рождаются трудными дети!

Специфика моей работы в школе заключается в прямом контакте  с детьми, а в частности с подростками с девиантным поведением. За пять с лишним лет наблюдений вижу, что статистика учащихся, состоящих на внутришкольном учёте и в ПДН,  в нашей школе разная. Нет стабильной тенденции улучшения или только ухудшения. "Взрывоопасное" поведение детей всегда связано с периодом подросткового взросления или  полового созревания. Каждый из взрослых когда-то был подростком. И мне тоже, как и другим, теперь понятно, что изменения, которые происходили со мной в подростковый период, не осознавались. И только сейчас, подробно изучая подростковую психологию, многое стало на свои места.
   Так кто же они, "трудные дети"? Что стоит за этим всем известным и, к сожалению, уже привычным термином? Для полицейского это хулиган, для учителя неформальный лидер, оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников или ученик, который выражает явный или скрытый протест учению. А кто они для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой - норма жизни. Трудные дети это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Синоним - "трудновоспитуемые дети", так как они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.
  Трудные или трудновоспитуемые дети - категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребёнка, бывают весьма разнообразными. Поэтому нередко к трудным детям относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
   В школе, меня, например, нельзя было назвать трудным ребёнком. Но те изменения, которые происходили со мной на тот момент, выглядели примерно так: в возрасте 12 лет (а именно этот период является для девочек началом подросткового возраста) у меня появились увлечения музыкой, которую на тот момент нормальные девочки не слушали. Мне хотелось выделиться из толпы своих сверстников, пытаясь доказать свою значимость в обществе. Как это делают подростки? Ребёнок, который имеет большое желание самоутвердиться, начинает менять свой стиль одежды, и чем кричаще это будет выглядеть, тем громче внутренний голос ребёнка, который хотел бы, чтобы его заметили.  У меня были только тёмные тона в одежде: брюки, балахоны, футболки. Платья это вообще было не моё на тот момент времени, из-за этого были нередкие скандалы с родителями. Даже ногти любила красить в чёрный цвет и тогда мне это очень нравилось. Сейчас, конечно, с возрастом и средой, в которой я нахожусь, понимаю - так выглядеть глупо, но тогда это было здорово.
 Почему многие дети перестают находить общий язык со своими родителями? А взрослые, в свою очередь, начинают замечать, как сильно меняется их чадо. Раньше он был добрым,  отзывчивым, исполнительным. А сейчас? Хамит, протестует, нецензурно выражается. Что делать в таких случаях? Набраться терпения и переждать.  С годами, это проходит, но ни в коем случае, не пытайтесь решать вопрос воспитания подростка через грубость, или того хуже, через равнодушие. Чем спокойнее и терпеливее родители относятся к "взрывам"  своих "взрослых" детей, тем возрастает вероятность того, что ребёнок не станет искать успокоения, понимания и поддержки на стороне, вдали от дома, в кругу друзей.  Конечно, что мама или папа могут знать обо мне? Не поймут, не поддержат, да что там, даже слушать не будут.  А вот друзья - это именно то, что надо! Только ошибаясь, мы всё равно обращаемся за помощью к своим "непонятливым родителям". Уважаемые взрослые, дайте детям возможность ошибаться, ведь горький опыт, особенно если он свой - это неотъемлемая часть становления личности. Только не отталкивайте ребёнка, если он  обратился к вам за помощью, даже если это будет какая-то мелочь. Конечно, чем благополучнее складываются взаимоотношения в семье, пока ребёнок маленький, тем спокойнее пройдёт этот период подросткового взросления.  
    Каждый подросток переживает первую сильную влюблённость, которая самая эмоциональная, бурная, и кажется, что на всю жизнь. И если родители   не одобряют выбор своего ребёнка, а напротив, оскорбляют "объект обожания", то нет никакой гарантии, что подросток не станет делать "глупости" назло своим родителям. Дорогие родители, не бойтесь говорить со своими детьми на взрослые темы, они очень хотят, чтобы вы им помогли  понять, что с ними происходит, и вместе нашли пути решения возникающих проблем.
  Школа - это неотъемлемая часть общества, в которой развивается ребёнок. Иногда  мы, учителя, можем совершать ошибки в общении с "трудными" детьми. Именно от нашего общения зависит, будет ли ребёнок более успешен, наравне со своими сверстниками, ведь одно неосторожное слово, может глубоко ранить душу ребёнка.
  Если подросток совершает что-то противозаконное - это в первую очередь, сигнал о помощи, который ему трудно донести словами. Нельзя оставлять без внимания  и не пытаться выяснить причину, почему он это сделал, основание для такого поступка может быть разное, и лежать в  глубине маленькой незащищённой души ребёнка.
 И даже если ребёнок оступился - подайте ему руку помощи и подарите возможность реабилитироваться  в глазах своих сверстников, учителей и родителей. Уважаемые взрослые, постарайтесь увлечь своих детей разными направлениями в жизни, будь-то  музыка, танцы, живопись или спорт. В нашем районе достаточно много разных направлений, в которых дети могут себя реализовать и показывают результаты подготовки на достаточно высоком уровне. Постарайтесь вместе с ребёнком определить его интересы, способности какой сферы ему бы хотелось развивать. Если ребёнок будет заниматься любимым делом, в котором он сможет реализовать себя и добиться значимости и признательности со стороны окружающих, тем меньше будет вероятность, что он проявит себя в чём-то противозаконном. Но если всё таки случилось так, что ваш "малыш" оступился - протяните ему свою руку помощи, не отворачивайтесь от него, ведь именно сейчас он наиболее уязвим, и нуждается в вашем понимании и поддержке.
  Дорогие ребята, обращаюсь и к вам: не бойтесь заявлять о себе, не молчите о своих проблемах, ведь найти решение всегда проще вместе, чем в одиночку.
Марина Варфоломеева,
педагог-психолог МОУ СОШ № 1. 

Оставить комментарий