Мы идем с учителями об руку всю жизнь. Нас учат многие, - те, кто считается учителем официально, и те, кто такового статуса не имеет.
Бьется в памяти пушкинское: «И за учителей своих... Заздравный кубок подымает». К сожалению, за большинство моих школьных учителей заздравный кубок не поднимешь. Тогда - давайте вспомним.
Сейчас о квалификации учителя судят по тому, скольких учеников он подготовил к поступлению в ВУЗ. И его коллеги говорят: «Вы знаете, какой он предметник»?! А я своих учителей помню, как УЧИТЕЛЕЙ. Учителей, простите за «высокий стиль», доброму, разумному, учащих вечному. Я не знаю, была ли еще где-нибудь в 50-е годы такая школа, как в Колышлее?! Представьте себе, в нашей школе было два учителя, награжденных высшей наградой Страны Советов - орденом Ленина. И они же - Ольга Сидоровна Ракова и Татьяна Ефимовна Андриянова обладали и второй по значимости государственной наградой - орденом Трудового Красного Знамени. И еще один орденоносец был - Сергей Иванович Спирин. Конечно, они - заслужили. Ведь нашелся кто-то, кто сумел вот так оценить учительский труд!
Выдающимся учителем был, конечно, Василий Лаврентьевич Тарасов. Не было у него наград, не было педагогического образования, но был талант. Педагогический. Он умел общаться. В школе вел военную подготовку и физкультуру, а также множество кружков. Стрелкового дела, фотографический, авиамодельный... Однако дело не в том, что он вел, какие предметы и какие кружки. Чем заниматься - дело второе, а, может, и десятое, потому что не на занятия шли, а шли к нему.
Сейчас, будучи постарше своих тогдашних учителей, затрудняюсь оценить, какие они были «предметники» (за небольшим исключением). Но с уверенностью скажу - это были личности. Вот директор школы - Михаил Николаевич Раков. Для него школа и дом были продолжением друг друга, суть одно и то же. Нина Филипповна Полюхина. Война отняла у нее все надежды на личное, семейное счастье. Помню ее нервные, худые пальцы, не выпускающие папиросу. Не знаю, какой она была математик, а выражалась ее душа в школьном драматическом коллективе, где Нина Филипповна была сценаристом, режиссером, декоратором, костюмером, гримером... А что касается артистичности, то здесь, наверное, пальма первенства принадлежала Александре Львовне Фуфыгиной. Вот стоит она перед классом, доказывая теорему, вся перепачканная мелом и азартно сражается с доской, бестолковыми учениками и рыжей привязанной косой, которая готова вот-вот свалиться с головы и обрадовать своим падением замершую, в предвкушении пикантного зрелища, публику за партами.
Низко кланяюсь Вам, изящная умница Алевтина Константиновна Костина. Литератор не по должности, по таланту.
Конечно, сегодняшняя школа, наверняка, превосходит ту, мою незабываемую, в технологии обучения. Но та, где учились мы, для Колышлея была не только учреждением получения образования. В тех неказистых деревянных строениях жизнь не затихала от рассвета до глубокой ночи. Досуг, спорт, искусство - все в той школе. И действительно - а где еще есть такое количество специалистов по работе с людьми, как не в школе?
Валерий Варламов.