"Смертности от некачественного алкоголя и алкоголиков в районе в минувшем году стало меньше, и все - таки на учете у врача - нарколога стоит более полутысячи зависящих от алкоголя человек, среди них немало женщин."
Эти строки из отчетного доклада за 2014 год главного врача районной больницы А.В. Вострикова я попросила прокомментировать нарколога-психиатра Галину Васильевну Авесову.
-Да, смертей от алкоголизма и недоброкачественного "горячительного" в районе действительно стало меньше. Однако это совсем не значит, что число рабов рюмки сокращается. В одном из периодических изданий приводилась такая тревожная статистика: на одну торговую точку, продающую алкоголь, приходится в среднем 518 человек. А по показателю смертности от алкоголя наша страна занимает первое место в Европе.
Алкоголизм принято считать болезнью, чем-то вроде наркомании. А врачи называют спиртное легализованным наркотиком. И это соответствует истине, потому что организм у пьющего человека держится в нормальном жизненном "тонусе" только, как говорят в народе, "под градусами", как у наркомана - под действием "дозы". "Роднит" алкоголизм и наркоманию и то, что излечиться от них можно только при настойчивом желании самого человека.
Нередко пьянство определяют как социальную болезнь, недуг нашего времени: дескать, жить непросто, нет работы, достойной зарплаты, стабильного источника доходов, уверенности в завтрашнем дне - как тут не пить? Но те, кто так рассуждает, попадают в замкнутый круг: пьяница сам пропивает деньги и тем самым ухудшает материальное положение семьи; его нигде не принимают на работу, а если и принимают, то ненадолго; что касается отрешенности и неуверенности - они вполне естественны, когда после запоя человек на какое -то время приходит в себя и не находит себе применения. Так что по большому счету время и социальные причины здесь не главное. Главное - сам человек. Могу привести не один случай, когда в тех же самых условиях люди находят в себе силы навсегда покончить с пагубной страстью к питию, спасти себя и семью и найти себе дело.
По итогам прошедшего года на учете в наркологической службе стоят 634 человека, из них 495 - "злостных" алкоголиков, 139 взяты на профилактический учет. В том числе (что особенно горько) женщин соответственно 99 и 22. Пролечено в отделении ( а в наркологии районной больницы - 5 коек) 162 человека, в том числе 41 женщина. 91 человек, в их числе 27 женщин, были пролечены впервые. Не могу не отметить, что на лечение, кодирование и прочие попытки спасти спивающегося человека уходит немало государственных средств, которым можно было бы найти более достойное применение. Нередко и эти средства, и усилия оказываются напрасными. Так, от 6 месяцев до года после лечения держатся от употребления спиртного 142 человека, от 1 до 2 лет - 62, более двух лет - 47. Однако есть и такие, кто "ломается" уже через несколько недель.
Самое, на мой взгляд, страшное - то, что есть и среди несовершеннолетних люди, которых уже можно назвать пьяницами. Их, правда, всего 4, но что ждет их дальше? Есть ли у них будущее? Неужели так и не доходит до пьющих людей, что их пристрастие к рюмке может закончиться белой горячкой, психическим расстройством, серьезной болезнью, смертью, наконец? Достаточно сказать, что только в январе этого года ушли из жизни 5 человек по причинам, связанным с употреблением алкоголя.
В нашем районе немало делается для борьбы с алкоголизмом. Ее ведут районная и сельские администрации, общественные формирования, комиссии, работающие с несовершеннолетними, педагоги, полиция, медработники. А сколько различных мер государственного масштаба принимается для того, чтобы изжить или хотя бы минимизировать такое зло как пьянство! Но, повторюсь, спасти человека от окончательного падения в пропасть можно только при его желании. Сейчас нет закона, который заставлял бы лечить алкоголиков принудительно, против их воли.
Так что каждый, чья рука тянется к стакану, должен САМ задать себе почти шекспировский вопрос : "Жить или пить?" И хотя бы СЕБЕ САМОМУ предельно честно ответить на него и сделать единственный достойный человека выбор.