Закон РФ "О защите прав потребителей" был принят в феврале 1992 года, и его актуальность доказывается жизнью по сей день.
В настоящее время по рекомендации правительства Пензенской области проходит месячник по проблемам прав потребителей. В связи с тем, что не уменьшается социальная значимость вышеупомянутого закона и внесённых в него изменений, мы обратились к главному специалисту отдела экономики администрации района Лидии Никишиной, с просьбой несколько подробно прокомментировать вопросы, с которыми наиболее часто обращаются потребители, чьи права были нарушены? Вот о чём рассказала Лидия Ивановна.
- Вопросы, конечно, задают, так как не все знают соответствующие статьи закона "О защите прав потребителей". А в определённых ситуациях их действительно не лишне знать. Так как сейчас сезон, связанный с активной покупкой обуви, есть, например, запрос на права потребителей при обнаружении недостатков обуви. Разберём ситуацию. Здесь, во-первых, следует отметить, что вместе с обувью покупатель должен получить товарный чек с указанием наименования товара, названия организации продавца, даты продажи, артикула и цены. Должна стоять и подпись лица, продавшего товар. Далее. Если в обуви были обнаружены недостатки, не оговорённые продавцом при продаже, то потребитель имеет право требовать замену на обувь этой же марки (модели или артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены. Замечу, что требование о замене подлежит удовлетворению в течение 7 дней со дня его предъявления, а при необходимости дополнительной проверки качества - в течение 20 дней.
Бывают факты, когда покупатель обнаруживает в обуви недостатки. В этих случаях можно требовать соразмерного уменьшения покупной цены, отказа от исполнения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы (возврат денег за некачественную обувь). Эти два требования подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня их предъявления.
Кроме того покупатель вправе требовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатка товара, или возмещения расходов на их исправление (требование удовлетворяется в минимальный срок, объективно необходимый для устранения недостатка, но не более 45 дней).
Хочу также отметить, что объём прав потребителя и порядок его действий различаются в зависимости от того, был ли установлен на обувь гарантийный срок. На территории Пензенской области установлены следующие сроки сезонности для исчисления гарантийных сроков и сроков службы сезонных товаров (постановление правительства ПО от 12.02.2007г. №93-пП): зимний сезон - с 1 ноября, весенний - с 15 марта, летний - с 1 мая, осенний - с 1 сентября.
Теперь о гарантийном сроке. Изготовитель вправе его устанавливать или не устанавливать. Но важно помнить только об одном правиле, обязывающем продавца обуви не уменьшать гарантийный срок обуви, а в случае отсутствия гарантийного срока, то производителя продавец имеет право установить свой гарантийный срок на обувь (не меньше, чем упомянутые сроки сезонности). Но тема эта ёмкая, и я предлагаю её продолжить в других номерах газеты.
-Спасибо, Лидия Ивановна, ждём Ваших комментариев.
Подготовила
Ольга Юдина.