24 ноября 2024,
Областные новости

 

 

 

 

Социальная сфера

26.03.2015

У войны не женское лицо

Так писала в одном из своих стихов поэтесса Юлия Друнина.
   И это действительно так, потому что женщина по природе своей - это тепло, добро,  сама жизнь. А между тем  сколько женщин и девушек, защищая жизнь, прошли через  ужасы Великой Отечественной!  Среди них была и моя прабабушка Александра Ефимовна Ильина, на долю которой выпало страшное испытание - Ленинградская блокада.  Она приехала в Ленинград к младшей сестре из маленького Колышлейского села Скрипицына, устроилась здесь работать кондуктором трамвая. Молодая, веселая, Шура строила светлые планы на большую жизнь. Но война и блокада зачеркнули эти планы черным крестом.
    Не покоренный первыми штурмами, город был взят фашистами в плотное кольцо. Счет обрушенных на Ленинград снарядов и бомб шел на  тысячи, как и число разрушенных домов, а счет погибших ленинградцев - на десятки тысяч. Враг мечтал уморить город голодом и холодом, а потом стереть его с лица земли.
   Уже с конца ноября 1941 года ленинградцы стали получать паек в 125 граммов хлеба.
   -Бывало, - рассказывала прабабушка,-  получишь этот кусочек размером в спичечный коробок, положишь его в рот и, пока идешь до дома, иссосешь, словно конфетку…
   Город стал непреступной крепостью. Все, в ком еще оставались силы, выходили на рытье рвов и окопов, очистку трамвайных путей, тушили зажигательные бомбы.  Несмотря на то, что голод, бомбежки и болезни буквально косили людей, в городе  работали военные заводы, и голодные рабочие, под обстрелами, под грохот бомб выпускали снаряды, танки и пушки. В этом строю была и прабабушка, опухавшая от голода,  ужинавшая вместе с подругами "супом" из столярного клея, но верившая в победу.
   -Только этой верой и жили,- рассказывала она. - Под пулями с котелками ходили за водой на Неву, не успевали выносить и вывозить умерших,  в городе съели  собак, кошек, голубей.  Немцы обрушивали на город каждый день тонны металла, а люди были тверже металла…
   Когда по льду Ладожского озера была проложена автомобильная "дорога жизни", появилась возможность доставлять в город продовольствие, а из него вывозить раненых, тяжелобольных и детей. Вот по этой дороге  и вывезли эвакуированную из Ленинграда, едва передвигавшую ноги Александру Ефимовну.
   Добравшись до дома, узнала она, что четыре ее брата - Иван, Григорий, Семен и Емельян (всего в семье было семеро детей) ушли защищать Родину. А когда пришло извещение о том, что Емельян пропал без вести, девушка не смогла оставаться дома, она хотела мстить фашистам. Уж как уговаривала ее мать: "Ты  уже намучилась, не женское это дело - война". Но прабабушка вместе с еще несколькими подружками пошли в военкомат с просьбой отправить их на фронт.  
    Короткая учеба на курсах водителей, по окончании которых прабабушка была направлена в авиационный полк. Она водила знаменитую "полуторку", доставляла горючее, заправляла самолеты, улетавшие громить врага. И вместе с подругами горько оплакивала не возвратившихся с задания летчиков. Попадала под обстрелы и бомбежки. Воевала мужественно и смело: недаром закончила войну с медалью "За отвагу" - одной из самых дорогих солдатских наград.
   Прабабушка - моя гордость. Она прожила большую и непростую жизнь. Но когда бывало трудно, она говорила:
   -Переживем! Лишь бы войны не было…
       Елизавета Балашова,
девятиклассница
Колышлейской  школы № 1.

Оставить комментарий