Резкое возрастание в последние годы автомобилизации городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм всё более приобретает характер «национальной катастрофы».
Попадание ребёнка в дорожно-транспортное происшествие – всегда трагедия. Даже если ребёнок остался жив и не получил тяжёлой травмы, сильное психологическое потрясение может остаться на всю жизнь. Поэтому родители и педагоги должны уметь прогнозировать вероятность несчастных случаев и аварий и делать всё возможное для их предотвращения.
Ситуации в дорожном движении, обстановка на дорогах вносят в коррективы в обучение детей в школах и детских садах ПДД: на сегодняшний день правила перехода дороги, как они трактуются в учебных пособиях, не являются правилами, способными обеспечить безопасность ребенку- пешеходу, защитить его от взрослого нарушителя ПДД. Необходимо доводить постоянно до детей реальную обстановку на дорогах, с учетом сложной обстановки в дорожном движении дети должны знать, что выйти на проезжую часть, они могут только убедившись в своей безопасности.
В наших школах профилактике дорожно-транспортного травматизма и изучению правил дорожного движения учащимися уделяется большое внимание. Имеется план работы по правилам дорожного движения и предупреждения детского дорожно - транспортного травматизма, который разработан на 2015-2016 уч. год.
ПДД изучаются с 1 класса с использованием современных технических средств, наглядных пособий, видеоматериалов, встреч с инспектором ГИБДД, плакатов, рисунков. Обучение правилам дорожного движения рассматривается как часть учебно-воспитательной работы школы. При этом важнейшими условиями обучения являются регулярность занятий, их преемственность, систематичность.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с самого раннего возраста.
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий.
- Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
- Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть).
- Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
- Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).
Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития как незрелость, неспособность правильно оценивать обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым; переоценка своих возможностей; специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения на дороге может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек своим личным своим примером.
Вот почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, формированию навыка безопасного поведения на улицах и дорогах, являющегося основой выполнения Правил дорожного движения. Такое обучение ребенка должно осуществляться родителями в тесном контакте с детскими дошкольными учреждениями, где предусмотрены родительские собрания, специально посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.