15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В этой связи, учитывая высокую социальную значимость проблематики, в области до 12 марта проводится месячник, чтобы потребители смогли повысить свою активность.
В 1983 году, выступая в Конгрессе, Джон Кеннеди сформулировал 4 основных права потребителей. Они самые простые, но необходимые для каждого – это безопасность при покупке товара или получении услуги, право на информацию о товаре или услуге, на выбор услуги, товара, право быть услышанным, если что-то не устраивает в товаре или услуге. В России этот Всемирный день защиты прав потребителей начал отмечаться сравнительно недавно. Но ещё в пору СССР, в 1989 г., была создана Всесоюзная федерация потребительских обществ, объединившая такие службы, как Санэпиднадзор, Госстандарт и Антимонопольный комитет, куда покупатели товаров и услуг могли обратиться с жалобами, чтобы отстоять свои права.
7 февраля 1992 года был принят закон РФ «О защите прав потребителей». И лишь только после его принятия такой День защиты прав потребителей вошёл и в календарь России. Фразу «Покупатель всегда прав!» мы знаем все, и неважно, что мы покупаем. Это могут быть продукты питания или товары для дома. Но покупателями или потребителями мы являемся всякий раз, когда пользуемся и какими-то услугами. Поэтому важно помнить несколько простых правил, соблюдение которых поможет избежать неприятностей.
Выбор за вами
Правило 1. Закон обязывает продавца, изготовителя и исполнителя предоставлять потребителю полную и достоверную информацию. Если какие-то существенные для вас товары или услуги, а также те, кто их предлагает, вам не знакомы, соберите как можно больше информации из различных источников: специальных журналов, интернета - посоветуйтесь с профессионалами, внимательно изучите сопроводительную документацию (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации), сведения на этикетке. Помните, что эта информация обязательно должна быть на русском языке!
Не делайте необдуманного выбора в пользу первого, что попалось на глаза. На рынке сегодня большая конкуренция - сравнивайте цены на товары и услуги, оценивайте предлагаемый уровень потребительских свойств и функций, выбирайте более надежную фирму, готовую предложить вам более выгодные условия гарантий и послепродажного сервиса. Не стоит бояться задавать вопросы. Одним из критериев профессионализма и надежности фирмы (предприятия) является её умение работать с потребителем, умение вести доброжелательный диалог и готовность предоставить любую интересующую информацию. В тех случаях, когда вы покупаете хорошо известные товары: молоко, кондитерские изделия, консервы, расфасованные колбасные изделия, соки - обязательно смотрите даты их реализации. Никогда не покупайте товар, срок годности которого истёк, даже если его предлагают по сниженной цене. Это прямое нарушение закона продавцом, а его последствием может стать отравление или иное серьезное заболевание. Не рискуйте!
Факт покупки
Правило 2. Помните, что вам обязаны выдать документ, подтверждающий факт покупки или оказания услуги. Это кассовый или товарный чек (ст. 18, п. 5 Закона), квитанция, билет или договор. Всегда их берите и никогда сразу не выбрасывайте. В документах должен быть указан срок гарантии, отмечена дата продажи. Обязательно посмотрите на оформление документа: наличие в нем информации о названии предприятия, его адрес, печать, подписи, убедитесь в том, что название магазина, где вы совершаете покупку, соответствует названию в заполненных и передаваемых вам документах. Если позже с приобретенным вами товаром возникнут неприятности, наличие этих документов (хотя по закону их отсутствие не является основанием для отказа в претензии) поможет без лишних проблем возместить стоимость товара или обменять его.
Роль Претензии
Правило 3. Учтите, если всё же возник конфликт, не нужно суетиться и кидаться из одной крайности в другую: есть определённая последовательность действий, которой надо придерживаться. Здесь важно грамотно, со знанием своих законных прав вести речь с представителями организации, а прежде правильно оформить претензию, в которой следует чётко изложить суть дела и ваши требования. Претензия обязательно подаётся в письменном виде, а представитель продавца обязан сделать отметку о приёме на 2-м экземпляре (он останется у вас). Если вам откажут, претензию надо направить продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении. И не забывайте, что ваша опора – закон «О защите прав потребителей». Он чётко определяет перечень требований, которые при продаже товара ненадлежащего качества могут быть предъявлены потребителем. Это (по выбору) может быть безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на его исправление самим потребителем, а также соразмерное уменьшение покупной цены, замены на товар той же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, а также расторжение договора купли-продажи. При этом потребитель возвращает продавцу или изготовителю товар ненадлежащего качества с требованием возврата его стоимости.
Этот порядок действует, если не закончился гарантийный срок на товар. В отношении товаров, гарантийные сроки на которые не установлены, потребитель вправе предъявлять указанные требования, если недостатки товара обнаружены в пределах двух лет со дня передачи его потребителю и если он сумеет доказать, что их причины возникли ещё до этой передачи.
Экспертиза и суд
Все ваши требования должны быть удовлетворены добровольно и в определенные законом сроки. Однако, если продавец или изготовитель сочтут, что в недостатке товара виноваты вы сами (неправильно эксплуатировали, разбили, сломали), они обязаны организовать экспертизу. Если она подтвердит вашу вину, вам придется оплатить её стоимость. Но что делать, если продавец отказывается исполнить ваше законное требование или тянет с его выполнением? Здесь надо обращаться в суд, где ему может быть предписано выплатить стоимость товара, неустойку за то время, когда он отказывался удовлетворить ваше требование, возместить причиненный моральный вред (сумму физических и нравственных страданий), нанесенный потребителю.
Кто поможет?
Правило 4. Если вы сами не можете составить претензию, следует обратиться в государственные или общественные органы по защите потребительских прав, территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Будьте вежливы, но настойчивы в своих справедливых требованиях о нарушениях ваших потребительских прав. Осваивайте основы потребительских знаний, применяйте их на практике, и тогда вы защитите не только себя, но права и интересы других граждан!
Лидия Никишина, главный специалист
отдела экономики администрации района.