1961 год. Где–то в глубине Севастопольской бухты, на Северной стороне, ближе к Инкерману, большой причал, огороженный высоким забором. Ракетные корабли «Бедовый», «Бойкий», «Гневный» и «Прозорливый». Человек 50 из команды «Прозорливого» ходят по кругу, (причал хоть и большой, но все равно шибко не разбежишься) и «горланят» строевые песни. Строевая прогулка называется. Без малого 60 лет прошло, но осталось в памяти: «Помнишь ли тот час, как в последний раз мы с тобою крейсер покидали, весь в дыму, в огне Севастополь наш, а над нами «юнкерсы» летали».
А потом был 1964 год. В мае широко отмечали 20-летие освобождения Севастополя. И в город собрали защитников Севастополя в 1941-1942 годах и тех, кто освобождал его в 1944-м. И бродили по улицам города смущенные мужики в новеньких необмятых костюмах с единственной сияющей медалью «За оборону Севастополя» - только что вручили (боюсь, что не только медали, но и те самые костюмы). И с затаенной опаской встречали знаки внимания, - это они, что ли, герои, уж не перепутали ли их с настоящими героями, которые задержались где-то и вот-вот подойдут.
Севастополь. В переводе с греческого и с латыни – высокочтимый, священный, августейший, императорский город. Город славы. Такой перевод тоже есть. Русские вернулись сюда в 1778 году. Вернулись? Да, вернулись. После крушения Византии и до татарского нашествия Крым находился под рукой князей Киевской Руси. Официальная дата основания Севастополя – 14 июня 1783 года. Севастополь – русский ключ к Черному морю.
А меньше чем через сто лет этот ключ у нас хотели отобрать. Англичане и французы. Ну, про турок тут даже говорить не стоит. Мы с ними все время воевали. Со счету собьешься, сколько войн было. Три года длилась Крымская война, с 1853 по 1856 год. Оплошал император Николай Павлович. Войну проиграли, Черноморского флота лишились. Но Севастополь остался русским. Есть Севастополь, значит, флот будет. И флот возродился.
1918 год. Гражданская война. Германское нашествие. Интервенция заклятых союзников – Англии и Франции. И опять флота лишились. Что сами утопили, что «белые» и интервенты угнали. Но Севастополь остался русским. И флот возродился.
21 июня 1941 года. На всех флотах объявлена боевая тревога. Наркомом ВМФ СССР в то время был адмирал Николай Герасимович Кузнецов – моряк, умница и … просто смелый человек. Да, а это-то к чему? Да к тому, что боевая готовность полная была объявлена наркомом ВМФ вопреки прямым указаниям начальника Генерального штаба РККА генерала армии Г.К.Жукова. Однако что было, то было. При налете немецкой авиации на Севастополь утром 22 июня вся зенитная артиллерия с берега и кораблей вела эффективный заградительный и на поражение огонь. Так началась война. А дальше было так.
На 30 октября 1941 года Севастополь был блокирован с суши. Вермахт и союзники (румыны и итальянцы) занимали всю территорию полуострова Крым, за исключением Керченского полуострова. То есть, снабжение Севастополя могло осуществляться только морем. Морские пути кораблями противника не блокировались - их просто не было. Однако люфтваффе имела преимущество в воздухе, и это преимущество могло только расти ввиду больших трудностей с поставкой ГСМ, запчастей для авиации осажденного Севастополя. И, поскольку операция по деблокированию Севастополя с суши провалилась, город и войска Севастопольского оборонительного района были обречены. К 4 июля 1942 года немецкая авиация практически перекрыла морские пути снабжения и эвакуации. Нечем стрелять, нечем питаться. Выходов два – гибель или плен. А немцы матросов в плен не брали. И только пропитанные болью и отчаянием скалы мыса Херсонес помнят трагедию последних защитников Севастополя.
Но пришел и на нашу улицу праздник. Конечно, со слезами на глазах. У нас других праздников не бывает. 7 мая 1944 года были взяты укрепленные пункты обороны противника на Сапун-горе. 9 мая освобожден город. А 12 мая отгремели последние бои на мысе Херсонес. Там, на Херсонесе, все повторилось. Все, что было в 42-м, только роли поменялись. Севастополь остался русским.
И наступил 1991-й. Год крушения. Крушения добытого потом и кровью. Но Севастополь должен остаться русским. Было три публичных и влиятельных человека, что словами и делами двигали к этому страну. Дмитрий Рогозин, Сергей Бабурин, Юрий Лужков. 9 июля 1993 года Верховный Совет РФ по поручению 7 Съезда народных депутатов принимает Постановление №5359-1, декларирующее российский федеральный статус Севастополя.
23 августа 1994 года Севастопольский городской Совет народных депутатов принял решение №410 о российском статусе города. Решение было отменено Верховной Радой.
И, наконец, 5 лет назад мы вновь обрели ключ к Черному морю. Севастополь останется русским.
Валерий Варламов.