Выбор профессии – дело ответственное. Ни для кого не секрет, что многие хотят устроиться на престижное место. А, собственно говоря, что подразумевается под словосочетанием «престижная профессия»? Задайте кому-нибудь этот вопрос, перечень ответов будет примерно таков: банкир, бизнесмен, программист, юрист…
Но, как говорится в одной из детских книжек: «Все профессии нужны, все профессии важны!» Профессия продавца – не исключение.
Галина Сергеевна Архипова 25 лет работает продавцом на птицефабрике.
Молодая девушка сразу после школы вышла замуж, необходимо было искать работу. При райпо была организована школа младших продавцов. Там прошла обучение, там и стала работать. Спустя четыре года, Галина трудилась в автохозяйстве. А в 1994 году устроилась работать на птицефабрику. Это и было начало серебряного пути ее трудовой деятельности в этой организации. Галина Сергеевна – ветеран труда, ее имя занесено на районную Доску почета.
Профессия продавца не такая уж и простая, как кажется на первый взгляд. Галина Сергеевна вспоминает и рассуждает:
- Не могу сказать за всех, но в детстве самым интересным развлечением было то, как мы с подругами играли в магазин. С улыбкой вспоминаются камушки, листочки – воображаемые продукты, нарисованные денежки и само времяпрепровождение. Сейчас профессия продавца почему-то утратила былую славу. Хотя и остаётся нужной, но точно не попадает в список престижных. Терпимость, коммуникабельность и внимательность – вот те качества, которыми должен обладать настоящий продавец. В свою очередь и покупатели должны быть такими же. К сожалению, можно с уверенностью сказать, что именно их и недостает многим в наше время.
-Главное для продавца — умение хорошо считать?
- Если бы все было так просто, тогда бы все великие математики вынуждены были идти в продавцы. Умение хорошо считать, особенно когда совершаешь покупки, пригодится не только продавцам, но и покупателям. Научиться складывать цифры не проблема, тем более, что сейчас с этой задачей прекрасно справляются компьютеры, калькуляторы и другая вычислительная техника. Сегодня нужно смотреть на профессию продавца более широко. Отсюда вывод: классный продавец не тот, кто хорошо деньги считает (хотя и это пригодится), а тот, кто, как говорил герой одного фильма, «имеет приятное обхождение с людьми». То есть умеет с ними работать: обаять, проникнуться, посочувствовать, выслушать.
- Как это происходит у Вас? Часто встречаются скандальные покупатели?
- Люди разные бывают. Истинных скандалистов, любителей «словесного боя» или желающих таким способом заявить миру о себе не так уж много. Если же получился конфликт - это вовсе не значит, что перед вами хам и грубиян, может, у человека просто неприятности.
Впрочем, даже быть просто продавцом – непросто, – продолжает она. – Надо иметь крепкие нервы. И молодым угодить, и старушку не обидеть. Галина Сергеевна признается, что есть у нее особенно любимые покупатели.
– Есть люди, которые часто приходят за продукцией птицефабрики, они уже знают меня по имени. Разве это не приятно? – продолжает собеседница. - Да и я многих своих покупателей знаю по имени.
- Как Вы относитесь к высказыванию «Покупатель всегда прав»?
- Доброжелательность для продавца – самое главное качество. Народная мудрость гласит: покупатель всегда прав. Если продавец придерживается такого принципа, значит, ему и работается легко. Тем не менее, покупатели бывают разные: и сварливые, и скандальные, требующие к себе особого внимания. Конечно, мы тоже люди, бывает, так сильно и незаслуженно обидят, хоть плачь. Но все же большинство наших покупателей – приятные люди! Есть одна бабушка, очень веселая, когда приходит за покупками, обязательно рассказывает что-нибудь смешное, она, кстати, сама раньше работала в торговле.Есть покупатели, вернее покупательницы, которые готовы с нами обсудить все на свете: и погоду, и планы на лето. Порой рассказывают такие вещи, которые можно доверить только самым близким людям. Посочувствуешь человеку, пожалеешь, просто выслушаешь. Всякое бывает: и стакан воды человеку поднесешь, и таблеточку, и помощь первую окажешь… Все же люди.
Галина Сергеевна собирает вокруг себя людей, похожих на нее саму – любящих свою профессию. В мае она отметила юбилей, который является рубежом для выхода на заслуженный отдых. Но все так же по утрам спешит она на свою любимую работу, садится в машину (героиня статьи – продавец выездной торговли) и отправляется по городам и селам Пензенской области, доставляя людям не только нужные продукты, но и хорошее настроение.
Ольга Павлова.