Молодое поколение: кто в ответе за его духовное банкротство?..
Снижение общей культуры молодёжи за последние 20-30 лет обусловлено социальной и нравственной деградацией всего общества, падением авторитета государства. Нежелание выпускников служить в армии, защищать Родину, плохая подготовленность к труду, семейным отношениям, ранние половые связи, алкоголизм, наркомания, рост анархизма, шовинизма, фашистских настроений – новые типичные особенности изменения в состоянии молодежи. Идеология материальных ценностей пришла на смену высоким идеалам, совестливости, душевности, сердечности и заставляет для материального успеха использовать все средства, в том числе безнравственные.
Сострадательность была всегда одной из главных несущих конструкций русского менталитета, а сейчас нормой становится принцип «Подтолкни падающего». Из-за новых жизненных «ценностей» наши дети уже не имеют прав на поражение – в играх, учебе, конкурсах, работе. Девочка-отличница, получив непривычную для себя четверку, может, придя домой, повеситься, а подросток выбрасывается из окна из-за насмешек друзей. Все больше ценится не человек с его духовно-нравственными качествами, а его статусные и финансовые достижения. Нравственная деградация молодого поколения только усиливает социальную напряженность. Страшно подумать, каким будет следующее поколение, рожденное от больных, пьяных и преступивших закон родителей?
Одна лишь школа не может воспитывать детей. Педагоги, конечно, хотят видеть своих учеников духовно-нравственными, культурными, ответственными, справедливыми, и многое для этого делают, но без помощи родителей цель не достижима. Ежедневно на детей изливается поток пошлости со страниц газет, из интернета, и электронных СМИ, и противостоять этой негативной тенденции школе все сложнее. Если идея воспитания во все времена была связана с мыслью о том, чтобы человек становился лучше, то сегодня перспективная концепция воспитания и социализации человека не жизнеспособны без срочной реанимации культуры воспитания детей в самой семье.
Здесь не должны забывать питать душу ребенка. Иначе, не стоит удивляться, почему дети не видят преимуществ духовно-нравственных ценностей и здорового образа жизни. А.С. Макаренко предупреждал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома». Педагог говорил, что для ребенка имеет большое значение даже то, как родители одеваются, радуются, печалятся, общаются с друзьями, врагами, как они смеются и читают газету.
Психологи считают: причина проблем поведения детей и отношений с другими людьми – в чувстве их одиночества, ощущении своей неценности и незначимости. Дети учатся главным образом в семье, у своих родителей, которые, если и не в состоянии оградить ребенка от жизни даже самыми высокими заборами, то своим воспитанием смогут помочь ему сделать правильный выбор. Путь к правонарушению начинается с дефицита человечности в семье. А если там лад, правонарушитель не вырастет. Лад – это когда родители с детьми делят тяготы повседневности, тревогу или радость, когда они вместе трудятся, готовят обед, заботятся друг о друге. Нет контакта между родителями, сокрушается лад - жди беду за бедой.
Основная беда правонарушителей-подростков в том, что они плохо учатся, ничем не увлекаются и, главное, к труду совсем не приучены. А при сегодняшнем соревновательном характере жизни не привыкшие систематически трудиться выпускники не смогут закрепиться ни в каком коллективе. Зато свое место в условиях конкуренции найдут трудолюбивые и упорные. Вывод для родителей – нет в жизни подростка труда, не будет и тяги к нему. Но ведь именно труд дает не только материальный достаток, но и чувство удовлетворения жизнью. Без этого наступают недовольство собой и окружающими людьми, жестокость, подавленность настроения, которую ваш ребенок будет пытаться заглушить выпивками, что к добру не приводит.
Потерянные чувства отцовства, материнства, невнимание к детям, утрату культа семьи сегодня очень важно возвращать в каждый дом, чтобы наши дети были счастливы, жили в любви и понимании, имели кров над головой и заботливых близких. Так давайте же, уважаемые родители, не воевать с детьми, а бороться за наших подростков, за их умы и души, защищать тех, кто оскорблен, терпеливо разговаривать с ними, беречь их от каждого неверного шага. А.С. Макаренко писал: «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного…». Помните, что ваш ребенок - не только ваша личная радость и надежда в старости, но и будущий гражданин, за воспитание которого вы также отвечаете перед обществом!
Зоя Бортникова,
начальник
отдела образования.
Фото с сайта: www.news.rambler.ru