Среди двух десятков монастырей, украшавших столетие назад Пензенский край, хорошо был известен Скрябинский Вознесенский женский монастырь, расположившийся на территории нынешнего Колышлейского района.
«Среди поля, около пруда, обсаженного чернолесьем, раскинулись строения монастыря, большая кирпичная без печей церковь, против нее колокольня, 2-этажный кирпичный главный корпус... В монастыре проживают 18 монахинь и 148 послушниц, которые сами обрабатывают несколько десятков десятин земли».
Страницы истории
Так в 1919 году было изложено в докладе члена Комиссии по отделению Церкви от государства после обследования Скрябинского женского монастыря Сердобского уезда Саратовской губернии. Писал, видимо, человек, не совсем оторванный от православных корней. А уже в следующем году монастырь был закрыт, его постройки заняли под нужды советского хозяйства, на территории монастыря разместился совхоз «Пограничный».
Сестры потянулись из обители в соседние села, жили келейно, сохраняли веру, занимались молитвой и рукоделием, ходили на службы в еще открытые храмы. В 20-30-е годы большинство сестёр обители были репрессированы, и на долгие десятилетия угасли лампады не только в селе Пограничном, но и по всей стране.
Лишь в 2009 году на территории бывшего монастыря вновь образовался православный приход Вознесенской церкви села Пограничного, и на Пасху здесь прошла первая после разрушения монастыря служба. А с 2010 года начал возрождаться и Скрябинский Вознесенский женский монастырь. По решению Владыки Вениамина монастырь сначала был подворьем Наровчатской Троице-Скановой обители Пензенской епархии, а в 2016 году получил статус монастыря Сердобской епархии Русской Православной Церкви. Старшая сестра обители мать Варвара (Соколова) была назначена его настоятельницей.
Святыни обители
У многих верующих людей есть желание хоть на недельку – другую уехать в монастырь, и их можно понять. Хочется вырваться из надоевшего быта, нескончаемых семейных забот, прийти в себя от повседневной суеты, спокойно помолиться в тишине монастырских стен. Конечно, монастырь - не санаторий, там тоже надо трудиться, но как же приятен и радостен труд во славу Божию! Для православного человека паломничество – это гораздо больше, чем просто путешествие по святым местам, это ещё возможность побыть наедине с собой и с Богом.
В поездку в Скрябинский Вознесенский женский монастырь мы с моей 12-летней внучкой собрались быстро, не раздумывая, как только узнали о нём. Нынешним летом паломнические службы не работают, а тут уединенный монастырь в соседней с нашей Саратовской губернией Пензенской области, почему же не съездить? Дорога занимает всего три часа, а ехать, любуясь цветущими лугами, густыми лесами, бесконечными ярко-жёлтыми полями подсолнечника, – одно удовольствие.
В монастыре нас уже ждала игуменья Варвара, и первым делом открыла тяжёлые высокие двери храма, построенного в конце XIX века на пожертвования жителя Тамбова Андрея Михайловича Носова. Такой подарок он сделал своей сестре, пожелавшей уйти в монастырь. Сегодня храм в честь Вознесения Господня до конца ещё не отреставрирован, два предела стоят в лесах, но он поражает крепкой красивой кладкой. От него веет стариной. Сейчас так, на века, уже не строят. Рядом большое полуразрушенное двухэтажное здание бывшего келейного корпуса, где жили монахини и послушницы монастыря, и где был устроен храм во имя святителя Николая Чудотворца. Несмотря на разрушение, вместе с храмом это величественное здание составляет общий красивый архитектурный ансамбль.
Одна из главных святынь храма – Иверская икона Божией Матери, небольшая старинная икона, подаренная Владыкой на открытие монастыря. Матушка пояснила:
–Эта икона каким-то чудом сохранилась ещё с дореволюционных времён в одном из местных монастырей и была передана Владыке Митрофану, а он подарил её нашей обители. Мы сделали для неё красивый киот, и икона стала украшением храма. Считаем её покровительницей нашего монастыря.
Рождение красоты
С первого же дня нашего пребывания в монастыре мы оценили тишину и красоту, в которой собирались прожить несколько дней. Игуменья Варвара живёт в обители вдвоём со своим отцом. Сергей Ремович, трудясь с утра и до вечера, выполняет всю мужскую работу. Вместе с нами жила и трудница Евгения, скромная, работящая женщина. Она часто приезжает в обитель, проводит здесь свой отпуск, читает на клиросе, трудится в огороде, на кухне, и уже не представляет своей жизни без монастыря.
Нас разместили в жилом здании со всеми удобствами, большой просторной трапезной и прекрасной библиотекой. Под нашими окнами роскошная клумба, а через ограду виден лес, и можно наблюдать, как вечерами за высокими соснами прячется солнце.
В шутку я назвала наш келейный корпус пятизвёздочным отелем, но при всей монастырской строгости здесь действительно всё продумано до мелочей. Идеальная чистота, порядок, красивая посуда и постельное бельё, уютно, комфортно – условия проживания очень достойные.
Но не всегда монастырь находился в таком благополучном состоянии. И когда матушка показала альбомы с фотографиями монастыря 3-4-летней давности, я с трудом узнала в «графских развалинах» ухоженный цветущий монастырский двор.
Первый год сестры жили без тепла и воды, спали вместе в одной келье, не снимая тёплых вещей. С трудом передвигались по сгнившим полам и дворовой территории, изрытой, заваленной строительным мусором. Но так начинается жизнь во всех монастырях, восстанавливаемых из руин. Многое пришлось пережить, опыта строительства не было никакого, но невидимым образом Господь помогал сестрам, укреплял их силы для благого дела.
Приходская семья
Игуменья сама занималась украшением монастыря, во всем видна её заботливая рука, любовь к красоте и порядку, хороший вкус. Среди цветов и фруктовых деревьев, многочисленных ягодных кустарников построена изящная беседка, в которой матушка принимает людей, приезжающих со своими духовными проблемами. Но это бывает не часто. Даже на воскресной службе людей в храме не много. Трое на клиросе вместе с матушкой Варварой, несколько человек в храме, пятеро из которых – это постоянные прихожанки, много лет выполняющие в храме всю необходимую работу, и две-три семейные пары с детьми – вот и вся паства. Но я заметила, что в небольших сельских храмах люди молятся так, как будто рядом вообще никого нет, ни на что не отвлекаясь. Наверное, это главное.
Во время службы я увидела в алтаре женщину в монашеской одежде и попросила рассказать о ней.
–Это наша прихожанка Нина Ивановна Гришина, ей 80 лет. В своё время она много приложила усилий к тому, чтобы в селе открылся храм. До этого батюшка приезжал в село лишь изредка, чтобы у кого-то в доме исполнить требы, вот и всё.
И когда храм открыли, посчитали, что Нина Ивановна, человек верующий и давно вдовствующий, может прислуживать в алтаре. Монастыря тогда ещё не было, был просто приход при Вознесенском храме. Батюшка был приезжий, и ему надо было, чтобы кто-то подготавливал всё к службе. С тех пор по благословению архиерея Нина Ивановна и трудится в алтаре во славу Божию, помогает батюшке, отцу Алексею. Она очень ответственна и ревностно несёт своё послушание.
Ещё пять человек следят за порядком в храме, стоят за свечным ящиком, помогают читать. Одна из них – Наталья – пока идёт служба, готовит для нас воскресную трапезу. На таких людях и держится приход. Этот коллектив сложился давно, задолго до открытия монастыря. И когда открылся монастырь, они продолжили так же трудиться во славу Божию, ничего не требуя за свой труд.
Мы вместе уже 10 лет, как одна семья. Какой бы ни была погода, каким бы ни было их здоровье, – эти пожилые женщины всегда в храме. Регулярно каждое воскресенье служба завершается общей трапезой. Общая трапеза – это продолжение Литургии, и все, кто принимал участие в службе, садятся за стол.
Труд во славу Божию
В каждом монастыре традиционно есть какое-то производство. Вознесенский монастырь слишком мал, чтобы что-то производить. Но оказалось, что в чердачном просторном помещении, куда мы с внучкой заглянули, на лавках, столах, в подвешенных вязанках сушатся в огромном количестве душистые цветы и травы. Матушка пояснила:
–Производством это не назовёшь, это ближе к рукоделию, которое не сложно совмещать с общей жизнедеятельностью монастыря. В наших лесах растёт много разных полезных трав, мы их собираем, сушим, готовим из них целебные вкусные чаи, а излишки реализуем посетителям монастыря. Собираем всё, что растет в нашей местности. На огороде это мелисса и мята, в полях чабрец, душица, репешок, иван-чай. Прежде чем какой-то сбор предложить людям, я сама его дегустирую. Можете попробовать, наши чаи все пьют с удовольствием.
–Ваш монастырь необычен, сейчас здесь лишь одна игуменья. И, конечно, вам постоянно требуются помощники. Чем привлекает монастырь паломников? И что вы ждёте от тех, кто приезжает в монастырь?
–Для меня здесь рай. Господь даёт возможность молиться, трудиться. Что ещё нужно верующему человеку для спасения? Труд и молитва. Этим и привлекает монастырь. Мы здесь далеко от городского шума и мирской суеты. Людям, живущим в больших городах, как раз не хватает уединённости, душевного покоя и сосредоточенности.
Природа у нас замечательная, климат мягкий. Можно увидеть зайцев, лисиц, всевозможных птиц и даже кабанов. Как в заповеднике. Но Вы правильно отметили: монастырь - не санаторий. И когда люди приезжают, они понимают, что от них здесь ждут какой-то помощи, лепты.
В основном, наши паломники – это жители Пензы. Приехав раз, они обязательно возвращаются, образуются уже какие-то духовные связи. Есть, правда, проблема с транспортом. Из Колышлея до монастыря 12 км, транспорт ходит редко. Но мы решаем проблему, созваниваемся, сами встречаем приезжающих. Удивляет то, что жители нашего села и Колышлея, даже имеющие свой транспорт, в храм не спешат. Считают, что заботы домашние важнее духовных. Меня это удивляет.
Служба у нас несколько раз в неделю, остальное время трудимся на огороде, в помещении надо убраться, просфоры испечь, подготовиться к службе. Дела всегда есть. В монастыре продолжается стройка, благоустройство территории. Мне кажется, для людей, которые хотят побыть в тишине и потрудиться, наш монастырь идеальный.
***
Мы тоже с большой охотой поработали на земле, собрали урожай капусты, ягод, календулы и ромашки. Помогали в трапезной, убирались в помещении, очень старались всё делать хорошо, а получалось ли – не знаю. Моя внучка с радостью бралась за любое дело, дома такого рвения я за ней не замечала. Думаю, эта поездка ей запомнится и принесёт ощущение первых открытий в её начинающейся церковной жизни.
На прощание матушка Варвара приготовила для нас подарки. Я получила сувенир с изображением монастыря, Нина – изящный браслетик с крестиком, а её маме настоятельница просила передать роскошный палантин. «Пусть чаще ходит в храм, это ей моё благословение», – улыбнулась матушка.
Ольга Стрелкова.
Для желающих посетить богослужение в Вознесенском монастыре с. Пограничное
будет организован бесплатный автобус 30 августа в 7.00 от остановки в центре Колышлея.