27 сентября Православная Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – единственный двунадесятый праздник, который не связан напрямую с Евангельскими событиями.
Но в почитании Креста Господня нам задан основной вектор христианской жизни, в Кресте – источник нашего терпения и силы. Без Крестной жертвы Христа скорбь и боль человека была бы бессмысленной агонией. И в то же время христианин, который не терпит скорби своего крестного пути, становится равнодушным наблюдателем Христовых страданий за род человеческий. Недаром в народе говорится: «Кто без креста, тот без Христа».
Обретение Креста
В IV столетии святая равноапостольная Елена, мать равноапостольного царя Константина Великого, пожелала отправиться в Иерусалим на поклонение святыням, связанным с событиями земной жизни Спасителя. Но основной причиной паломничества царицы Елены было желание найти в Иерусалиме Крест, на котором пострадал Спаситель.
Когда в 326 году царица прибыла в Иерусалим, она приказала начать раскопки на Голгофе, на том месте, где пострадал Христос. Из земли были извлечены несколько крестов, и, по преданию, не было возможности определить с достоверностью, который из них был подлинным Крестом, на котором пострадал Сам Господь.
Узнан и определен был Крест благодаря чуду. В это время недалеко от места раскопок совершалось погребальное шествие, и чтобы узнать, какой из вырытых является подлинным Крестом Христовым, кресты были приложены к покойнику. От прикосновения к скончавшемуся одним из крестов произошло чудо воскресения.
Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять (воздвигнуть) Крест, чтобы все могли, хотя бы издали, благоговейно созерцать его. Тогда Патриарх начал высоко поднимать Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу.
Совершенный Патриархом Макарием чин – Воздвижение Креста – составляет основу изображения на иконах праздника и навечно запечатлен в литургическом действии, в церковном обряде совершения праздника.
В праздник Воздвижения крест износится из алтаря для поклонения. В кафедральных храмах это выглядит ещё более величественно. Епископ в сопровождении сослужащих ему священников, выносит крест из алтаря, становится посредине храма и при пении «Господи, помилуй», повторенном 40 раз, медленно совершает осенение храма крестом, склоняясь, как бы погружаясь, в крестную смерть Христову, и вновь выпрямляясь в образ Воскресения.
Марина Шмелева.
Для желающих посетить богослужение в Вознесенском монастыре с. Пограничное
будет организован бесплатный автобус 27 сентября в 7:00 от остановки в центре Колышлея.