Нет в России ни одной семьи, которую бы не задела война. Время быстротечно, мало остается свидетелей того лихолетья. Но живет в душе гордость за то, что кто-то из твоих родственников был причастен к Великой Победе.
Моя бабушка - Александра Степановна Петрухина - не была на полях сражений, не вытаскивала из огня раненых, не подрывала вражеские поезда. Она просто одна из нескольких тысяч тех, кого сейчас называют «труженики тыла». И ее судьба и трудовой подвиг достойны уважения. Еще одним поводом для рассказа о любимом человеке стала праздничная дата - вековой юбилей.
Родилась бабушка 8 марта 1921 года в семье крестьян из с. Саполга Малосердобинского района. Будучи старшей из пяти детей, она с малых лет помогала родителям по хозяйству, нянчилась с младшими братьями и сестрой. Она всю свою жизнь опекала их и заботилась о них, интуитивно несла ответственность за них, помогала им во всем.
Когда началась война, ей только исполнилось двадцать. У нее был замечательный муж с красивым русским именем Иван и двое детей-погодков - Анатолий и Галина. В июле в числе добровольцев проводила Шура мужа на войну, а уже в августе 1942 получила похоронку. Нет ничего страшнее этого голубенького конвертика со словами: «Ваш муж погиб под Смоленском». Его до сих пор хранит баба Шура.
Горевала молодая вдова, ой как горевала… Но военное лихолетье не давало ни минуты покоя и отдыха. Мужиков-то в селе не осталось. Пахали женщины на быках, и молотили цепами, и косили вручную.
А вечером, падая от усталости (скорее бы лечь, отдохнуть, сил набраться), обозы собирали на фронт. А еще по ночам вязали бабоньки носки и варежки, шарфы и безрукавки для бойцов.
Сбор обоза - это особый ритуал. В каждом доме топили печки и пекли хлебы - огромные калачи. Ребятишки толпились у столов с дымящимися круглыми ароматными калачами, но им строго- настрого запрещали и кусочек отщипнуть. Говорили: «Ешьте свой хлеб». А что свой-то? Он наполовину с лебедой. На фронт же пекли из чистой муки. Потом все это заворачивалось и упаковывалось: хлеб, одежда, мука, масло. Все, что могли, загружали на подводы и отправлялись на станцию Селиксы к поездам. Путь был далекий - более 150 километров. Шли пешком, лошадей берегли, чтобы им лишний вес не тащить. Бабушка рассказывала: «Хорошо было летом: идешь быстро, темнеет поздно, светает рано. А вот в распутицу, весной или осенью, ноги не вытащишь из грязи. Зимой опять же по сугробам да в мороз. А еще волки. Как только темнеть начинает, они по пятам идут и воют так, что сердце стынет. Вот остановимся, подводы по кругу поставим, костры разожжем и сидим до утра. А если огонь не разжигать, нападут сразу. Утром дальше идем. На станцию приедем, ждем поезд. Состав придет, начинаем помогать раненых вытаскивать, а потом уж подводы освобождаем. Обратный путь домой был быстрее, порожняком и лошадки веселее идут, и мы едем, а не идем. Да еще и песню, бывало, споем».
Четыре года военного времени, четыре года лишений, горя и слез. И вот она, долгожданная Победа. Встретили ее в поле - сеяли. Плакали и смеялись, плясали и падали от бессилия. Отмечали День Победы всем селом. Думали: все, отвоевались... Стали ждать возвращения тех, кто остался жив, тех, кто сменит винтовки на вилы и грабли, а танки - на тракторы и комбайны.
После войны в село вернулись мужчины. Жизнь начала налаживаться, и в 1948 году еще молодая Александра вышла замуж за участника войны Тимофея Петрухина. Родились две дочки - Валентина и Антонина (моя мама). Но не сложилась семейная жизнь, и, оставив семью, ушел Тимофей к другой. Потом, уже когда внуки выросли, каялся и просил прощения он у детей и жены. Но это было потом. А пока с четырьмя детьми одна… Ребятишки послевоенного времени были не избалованы, они остро понимали, что матери, которая пропадает на работе день и ночь, нужно помогать. И помогали. У каждого были свои домашние обязанности. Так и выросли, да друг за другом улетели из родительского дома.
Судьба распорядилась так, что закаленной войной женщине пришлось пережить не одну утрату. Пережила баба Шура, будучи старшей в семье, братьев, сестру, сына, дочь.
8 марта 2016 года мы большой и дружной семьей отмечали 95- летний юбилей бабы Шуры. Желали ей здоровья, тепла, уюта, любви. И каждый хотел прижаться к ней, чтобы ощутить и впитать в себя неиссякаемую энергию, работоспособность и умение радоваться жизни, несмотря ни на что.
Впереди вековой юбилей Александры Степановны Петрухиной. И хочется, чтобы вновь родные, близкие люди собрались согреть теплом своих сердец дорогую всем нам бабушку.
Юлия Захарова,
внучка.