Роспотребнадзор информирует:
При попытке сдать медикаменты, фармацевты обычно отказывают, ссылаясь на законодательство. Об исключениях сотрудники аптечного пункта предпочитают умалчивать.
Лекарственные средства действительно входят в закрытый перечень «невозвратных» изделий, однако правила касаются только качественной продукции. Но, при обнаружении признаков брака сдать можно даже таблетки, ампулы для инъекций, медицинские приборы и устройства.
Все недостатки условно делятся на две группы: видимые дефекты и скрытые дефекты.
Согласно законодательству, препараты надлежащего качества нельзя вернуть или обменять после их покупки. Следовательно, если таблетки не подошли по субъективным причинам, то их нельзя сдать обратно, даже если товарный вид полностью сохранен. Например, если потребитель из-за собственной ошибки приобрёл препарат с неверным названием или в неподходящей дозировке.
Помимо лекарств, сотрудники аптек не имеют права принимать обратно покупки из следующих категорий:
продукция для индивидуальной гигиены;
растворы и гели для санитарной обработки;
расходные материалы (лейкопластырь, шприцы и прочее);
парфюмерная и косметическая продукция;
товары для ухода (например, против пролежневые матрасы и клеенки).
Хотя продукция из списка товаров, не подлежащих возврату, не относится к лекарственным средствам, всё это можно приобрести в аптеках. В некоторых случаях сотрудники небольших торговых точек идут навстречу покупателям и, несмотря на правовые нормы, принимают товары к возврату или обмену, если потребительские и товарные свойства продукции сохранены.
Вернуть же можно только продукцию с недостатками. Медицинские товары могут иметь такие недостатки (ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях»):
срок годности уже закончился;
нет информации о производителе, форме выпуска, дате выпуска;
срок годности на самой пластинке с таблетками или ампулах отличается от того, который нанесен на картонную упаковку;
содержимое не соответствует по цвету, запаху, консистенции и пр. свойствам тех характеристик, которые описаны в инструкции к препарату;
упаковка повреждена - есть скол или трещина на флаконе, ампуле, картонка измята, разорвана, нет крышки, надписи смазаны при нанесении печати и т. д.;
инструкция вовсе отсутствует или вложена на совершенно иной товар, и т. д.
Политика государства в отношении торговли лекарствами и различными средствами для профилактики и лечения болезней проводится жестко, поэтому шансов вернуть аптечную продукцию без действительно серьезных оснований просто не существует. Будьте внимательнее в выборе товара в аптеке.