В этом году в России впервые официально отметят День отца.
Согласно Указу Президента РФ, его будут праздновать ежегодно в третье воскресенье октября. В 2021 году он приходится на 17 октября. Цель введения нового праздника — повышение значимости отцовства в воспитании детей, укрепление института семьи.
Дмитрий Владимирович Бычков с супругой Викторией воспитывают троих детей. Двое из них
1. школьники, а третий посещает детский сад. Дмитрий Владимирович — член Совета отцов в школе. Кроме основного места работы, Дмитрий 3 раза в неделю ведет кружок робототехники в школе №2 поселка Колышлей. Именно там мы и встретились с ним накануне праздника, чтобы поговорить о роли отца в современной семье.
-Как Вы относитесь к введению нового праздника?
• Ответить однозначно трудно. Конечно, приятно, что уделили внимание отцам. Но, в то же время, нельзя все сводить к праздникам. Их и так много в нашей жизни.
-В старинных русских семьях существовал культ мужчины, отца. Как считаете, кто главный в современной семье?
• Современную семью нельзя сравнивать со старинной. На мой взгляд, все сильно изменилось. Ушел в прошлое образ мужчины работника, добытчика. Сейчас зачастую у мужчин нет интереса к жизни. Бывает, что мать работает больше, и зарплата ее выше. Поэтому главный в семье тот, кто более сильная личность. В то же время стремление к равноправию, по-моему, - это хороший признак нашего времени. Мы с супругой
«не деремся» за власть.
Главное качество ответственность
- Как считаете, кто должен заниматься воспитанием детей?
- Все понемногу. Отец прививает одни навыки, мать — другие. В разных семьях по-разному. Где- то установили такой порядок: отец пришел с работы, скотину накормил и лег на диван. Детьми полностью занята мать. А где-то принято, что отец — главный наставник. Большую роль играет и уровень образования. Иногда один из родителей просто не может помочь ребенку в силу отсутствия знаний, а другой может.
- У Вас в семье двое сыновей и дочка. Как Вы относитесь к тому, что девочек должны воспитывать мамы, а мальчиков — папы?
- Понятно, что гвоздь забить должен научить отец, а приготовить обед пусть учит мать. Но ведь иногда возможно и наоборот. В нашей семье такого деления нет.
- Какие качества хотите обязательно воспитать в своих детях?
- Ответственность, порядочность, культуру общения с людьми. В понятие ответственности входит и отношение к труду. Если ребенок берется за какое-то дело, то должен его выполнить как положено. Если затрудняется, он знает, что нужно обратиться к взрослому за помощью. Бывает, что не успевает выполнить в срок, значит все равно выполнит. Если не выполнил, не наказываем, ничего страшного. Сейчас дети не похожи на нас.
Важно также уважительное отношение к старшим, умение общаться со сверстниками. Часто повторяю древнюю мудрость:
«Общайся с людьми так, как хотел бы, чтобы они общались с тобой».
-Должен ли отец быть для ребенка примером? В чем Вы можете быть примером для своих детей?
-Конечно, отец должен быть
примером для своих детей. Но не только он. С рождения каждый ребенок испытывает особое влечение к одному из родителей. Поэтому на одного более сильное влияние оказывает мама, на другого — папа. Своим главным качеством считаю именно ответственность: если взялся за дело, обязательно нужно довести его до конца. В чем я пример для моих детей, затрудняюсь ответить. Думаю, они должны об этом сказать. Наверное, у каждого из них будет свой ответ. Они очень разные. Если отец - хороший спортсмен и всех детей заставил заниматься спортом, думаю, из этого толку не выйдет. Каждый из детей сам должен выбрать занятие по душе и путь своего развития. Важно, конечно, направить, поддержать. Но выбор ребенок должен сделать сам. Иметь авторитет отца — это не значит заставлять все делать как я.
- А кто для Вас является примером в воспитании детей?
- В целом, многие хорошие качества я перенял от своего деда. Ответственности меня научила мама.
А вот строгость — от бабушки. Она
была учителем. Я считаю себя добрым отцом. Но мне кажется, что дети все-таки назовут меня строгим.
- Есть ли в Вашей семье дело или праздник, который всех объединяет?
- Вообще мы не разбредаемся. По выходным, если есть какие-то дела, привлекаем к ним и детей. А если нет — дети вполне могут заняться своими. Бывает, едем в гости к родственника или друзьям. Дети появились у нас не для бабушек и дедушек, поэтому мы всегда вместе. И сильных ссор у нас никогда не было.
- Как получилось, что стали вести кружок робототехники в школе?
- После участия нашей семьи в областном конкурсе «Интеллектуальная семья» почувствовал, что смог бы задействовать свой потенциал в школе. Конечно, адекватно оценивал свои способности, учителем физики, положим, не стал бы. Однако полученная в вузе специальность «информатика в экономике» позволяет мне заниматься с ребятами 5-10-х классов созданием моделей роботов. Занятие это увлекательное не только для мальчиков, но и для девочек. Второй год веду кружок. Интересно самому, полезно для ребят.
Дмитрий заинтересовал меня необычными суждениями по поводу процесса воспитания, однако встреча наша долго не могла продолжаться: в кабинете информатики его ждали ребята, увлеченные робототехникой.
Из нашей беседы хочется сделать несколько выводов. Во- первых, роль отца в процессе воспитания детей по-прежнему велика. Во-вторых, воспитание в семье Бычковых находится под контролем отца. Он не только строгий наставник, но и помощник своих детей. Он подает им пример человека, стремящегося к развитию, самосовершенствованию. В-третьих, просто замечательно, что интересы детей, родителей и школы пересекаются и дают хороший результат, как в данном случае. Хочется от души пожелать Дмитрию успехов на поприще воспитателя.
Людмила Тарасова.