История жизни этой девушки достойна страниц газет и журналов с большим тиражом. Есть большое интервью, которое мы с учениками в рамках работы над школьным проектом взяли у нее и уже обработали для печати. Но девушка строго-настрого запретила писать о ней в прессе.
Так и осталось интервью как образец ученической работы пылиться в моей папке с надписью «Опыт прошлых лет». Девушка эта живет в Пензенской области, и свела нас судьба в Центре дистанционного образования детей-инвалидов (ЦДО) Губернского лицея. Мне довелось вести у нее уроки русского языка и литературы. Не называя настоящего имени, хочу рассказать о том, как человек может относиться к жизни, если она ставит преграды и посылает испытания, казалось бы, непреодолимые. И есть тому повод: 13 ноября — Международный день слепых.
Галина ( имя это означает «спокойствие») - одна из троих детей в дружной и крепкой семье. Родилась вполне здоровой, родители были счастливы и не могли налюбоваться на дочку-красавицу. Но постепенно стали замечать, что у девочки возникли проблемы со зрением. Обратились в больницу — диагноз был неутешительным: началось отслоение сетчатки обоих глаз. Заболевание прогрессировало, несмотря на все старания врачей и неустанные молитвы мамы.Что довелось пережить родителям, трудно представить. В итоге один глаз у девочки ослеп окончательно, а вот на уголке второго отслоение удалось остановить. Так, уголком одного глаза, маленькая Галина начала воспринимать окружающий мир.
А мир этот уже с первых лет оказался большим и разнообразным. Мама девочки оставила работу медицинской сестры и посвятила всю себя воспитанию дочки. В дружной семье все пели, и Галина не просто учила песни, но и исполняла их на сцене сельского клуба. Взрослые любили читать, девочка с удовольствием слушала. Она увлеченно смотрела, читала новости, ей нравилось быть в курсе того, что происходило в мире, стране, родном регионе. С малых лет в 18:00 и 21:00 обязательно включала телевизор. А еще любила записывать свой голос на диктофон и представлять себя диктором. Родители говорили: «Занимайся вокалом, развивайся, может, станешь певицей». Но в глубине души музыку она воспринимала только как хобби. Видела себя в будущем исключительно журналистом.
В начальных классах обучение девочки вели на дому сельские учителя. Галина показывала прекрасные результаты, учеба давалась ей легко. А в 6 классе родители решили принять участие в программе дистанционного образования, которая начала осуществляться в регионе. Так Галина стала учащейся ЦДО. Обучение теперь велось через программу скайп, и в распоряжении ученицы были и диктофон, и учебные курсы с лекциями и различными заданиями, микроскоп и необходимые слабовидящим увеличители. Она не просто училась успешно, участвовала в различных олимпиадах, конкурсах, но и принимала активное участие во всех концертах. Галина занималась в вокальной студии (кстати, тоже дистанционно) с преподавателем из Заречного. Выступления ее были украшением любого праздника.
Отличительной чертой девочки была обязательность. Мне довелось учить ее в выпускных классах: не было ни одного урока, к которому бы она не подготовилась. Часто особенности здоровья мешают детям в получении знаний, но Галина выполняла любые задания в срок и в полном объеме. Этому ее научили родители. Однажды коллеги рассказали мне, как были поражены во время одной из культурных поездок. Галю, как обычно, привезли в Пензу родители, они и на экскурсию поехали вместе. В автобусе родители сели вдвоем, а Галя - с одноклассником. И из автобуса она вышла с ребятами, а родители чинно-благородно позади всех. Воспитатели бросились девочке помогать, ведь она практически невидящая. Родители остановили их и корректно объяснили, что не следует опекать их дочь, ведь в жизни ей придется быть самостоятельной. Пожалуй, еще больше я была поражена в конце 10 класса. Галина уверенно заявила, что будет сдавать ЕГЭ по русскому и литературе, потому что планирует поступать на факультет журналистики! К слову, дети с ограниченными возможностями здоровья сдают государственный экзамен по русскому языку в форме изложения с творческим заданием.
В знаниях Галины я была уверена. Но как девочка с такими проблемами сможет учиться на факультете, где нужно много читать, писать?! А вдруг?.. Конечно, со своими сомнениями обратилась к маме. Ее ответ помню дословно: «Мы долго думали, все понимаем. Но это ее выбор. Останавливать не имеем права. Пусть пробует». Галина уверенно шла к поставленной цели: она успешно сдала все ЕГЭ, на творческом экзамене набрала 80 баллов из 100 и стала студенткой кафедры журналистики историко-филологического факультета Педагогического института им. В.Г. Белинского ПГУ.
Родителям пришлось переехать в Пензу, оставив большой дом в селе. Сначала мама каждый день на маршрутке привозила и отвозила Галину в институт. А потом девушка освоилась и стала добираться самостоятельно. Студенческая жизнь так захватила, что, пожалуй, под напряженный график дочери маме было бы сложно подстроиться. Галина была счастлива, потому что добилась именно того, о чем мечтала. В вузе, кроме учебы, она выступала на научно-практических конференциях, публиковала работы в специальных сборниках, общалась с известными журналистами, продолжила принимать участие в разнообразных фестивалях, конкурсах, продолжила петь.
О студенческой жизни она размышляет так: «Хочу развеять миф относительно очень строгих преподавателей. Если ты хорошо учишься, никаких злых преподавателей нет. Мне, например, все лекции приходилось записывать на диктофон. Каждый раз, когда мы начинали изучать новый курс, после 1-й пары я подходила к новому преподавателю, объясняла, что у меня слабое зрение, отчего мне трудно записывать лекции, и все обязательно разрешали вести аудиозапись. Я всегда сидела за 1-й партой, чтобы лучше видеть, что написано на доске, а преподаватели старались писать крупнее, разрешали все фотографировать. Но никаких поблажек во время экзаменов для меня не было».
Самые яркие воспоминания — практика на канале «Экспресс»: работа в коллективе, где никого не интересуют особенности твоего здоровья: с утра получено задание — к 16-00 видеосюжет и комментарий к нему должны быть готовы, потому что уже стоят в сетке вещания. Трудно, но интересно. Невозможно передать удовольствие, которое довелось почувствовать, когда она, возвращаясь вечером домой, слышала в трубке телефона голоса родственников, сообщавших, что видели её сюжет в новостях. «Тут понимаешь: несмотря на то, что ты человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, с этой работой справляешься успешно, тебя хвалят, а значит, идешь по верному пути», - сказала девушка в интервью.
Главным помощником в учебе была мама, которая и лекции переписывала с диктофона, и читала вслух, если надо было, и помогала работать над дипломом, тему которого Галина выбрала опять-таки непростую: анализировала жанр судебного очерка. Иногда было очень сложно: приходилось много работать в библиотеке имени Лермонтова, в архиве, необходимо было тщательно подбирать материал для исследования. В физическом и психологическом плане тоже бывало непросто - иногда не спала по ночам. Некоторые параграфы выпускной работы создавались долго не только из-за плохого зрения, скорее из-за того, что девушка - перфекционист: все привыкла делать на «5». Дипломная работа — не исключение. После отличной защиты почувствовала легкость, удовлетворение, но и грусть — время учебы закончилось. Это было счастливое время.
Многие молодые люди сейчас сетуют на то, что трудно найти работу. Галина так не думает. Отдохнув два летних месяца, решила заняться поиском. Уже в октябре устроилась в пресс-службу одного из молодежных центров области: ведет странички в социальных сетях, освещает мероприятия центра. Работает по специальности.
О планах на будущее говорит откровенно: «Важно и нужно обязательно развиваться. Всегда. Хочется выучить английский. Хочется осваивать другие сферы деятельности, возможно, новое хобби. Люблю получать много новой, разнообразной информации, что и делаю ежедневно. Если ты журналист, должен интересоваться разными сферами жизни. Все новое люди, как правило, узнают благодаря журналистам. В жизни считаю важным никогда не останавливаться на достигнутом, всегда идти вперед. Если одна дверь закрыта, нужно искать другой вход».
По роду основной деятельности мне часто приходится воспитывать детей, помогать им постигать житейские истины. Но эта девушка для меня самой является примером целеустремленности, силы духа и открытости для всего хорошего, что дает нам жизнь. Несмотря на ограниченные возможности здоровья, способности ее безграничны.
Людмила Тарасова.