Ежегодно, начиная с 90-х годов прошлого века, 3 декабря отмечается Международный день инвалидов. Хотя слово «инвалид» уже давно стараются не использовать и во всем мире давно заменили на «человек с ограниченными возможностями здоровья». Основной целью этого праздника как раз и является защита прав таких людей, расширение их возможностей участия в жизни общества. Для каждого цивилизованного государства очень важно, чтобы все его граждане имели равные возможности, права и свободы и чтоб люди, требующие особого внимания, не чувствовали себя выброшенными на обочину жизни. Важно обеспечить им возможность свободно передвигаться, учиться, работать, общаться, участвовать в общественной и политической жизни. И в этот важный день обязательно подумайте, что вы можете сделать, чтобы их жизнь была полноценной и счастливой.
Еще в 60-е годы прошлого века недалеко от Колтовского существовало село Малые Стрельцы. В простонародье его называли Журавлевкой, потому что на болото посреди села каждый год прилетали журавли.
Именно здесь в 1961 году родилась Надежда Николаевна Федотова. Она была вторым ребенком, всего же в семье четыре дочери. С самого рождения Надя озаботила родителей — у нее были серьезные нарушения зрения. Как ни старались лечить дочку в Пензе, в Кузнецке, улучшений не было. Диагноз — миопия и близорукость. Силуэты она видела, а лица не различала. Слышала, что рядом кто-то находится, а кто — не могла разглядеть. Инвалидность оформили только в 1979-м. В деревне о такой возможности просто не знали. И хоть в справке пишется «инвалид детства», пенсию Надежда стала получать после 18 лет.
Свое детство Надежда вспоминает с теплотой. Сначала милую сердцу Журавлевку, где жили удивительно добрые люди. Здесь она закончила 3 класса начальной школы. Всего-то и было их — 4 мальчика да она. Из ранних трудностей вспоминает, как однажды играла с ребятами в лапту и не могла увидеть такой маленький мяч. Кто-то крикнул: «Слепая!» Было очень обидно. Но подумала: «Чего обижаться, так ведь оно и есть...»
С 4-го класса возили детей в Потловскую школу: в понедельник увезут, а в субботу привезут. Жили ребята в интернате. Возили их весной на бортовой машине, а зимой — на тракторе: прицепляли к нему железные сани. Если кто замерз по пути — слезал с саней да бегом по снегу. Годы учебы в Потловской школе — самые лучшие. Детей тогда в классах было помногу. В Потловке учились ребята из Плещеевки, Пановки, Чеботаевки, Любовки, Скрипицына... Так что в классе было около 40 учащихся! Надя с благодарностью вспоминает своих учителей, которые много занимались с учениками в различных кружках и секциях. Бывало, что ребята Надю обижали. Но всегда находились у нее защитники. Ведь сама она никогда не была заносчивой.
В 1975 году Журавлевка совсем распалась. Надя закончила 7 классов, и родители решили перевезти свой дом в Колышлей. И сейчас на улице Кочерева проживает мама Надежды - Антонина Максимовна. Дочери по очереди помогают ей справляться по дому, потому что у мамы ноги больные, давление скачет. Сестры: Вера, Надежда, Любовь, Галина — все живут в Колышлее.
Закончив 10 классов, Надя устроилась рабочей на завод СОМ (сухого обезжиренного молока). Но вскоре ее уволили по сокращению. Потом в течение 25 лет трудилась на заводе МПИ (металлопластмассовых изделий). В инструментальном цехе - 16 лет, а еще в цехе столовых приборов и надомницей: клеила коробки для наборов столовых приборов. Надежда отметила, что на заводе всегда работали инвалиды, она не была в одиночестве. С благодарностью вспоминает директора Николая Васильевича Клепикова. Он не только организовывал рабочие места для людей с ограниченными возможностями здоровья, но и обязательно дарил подарки или выдавал премии ко Дню инвалида. Житейские трудности никогда не пугали Надежду Николаевну. Привыкла она к ним. Было время, когда одновременно работала и на заводе, и надомницей в Сердобске в обществе слепых: вставляла гвоздики в резинки для массажных расчесок.
Своим чередом сложилась и личная жизнь Надежды. В первом браке родились дети: сын и дочь. Но с мужем пришлось развестись — оказался непутевым. Второй муж был хороший, но погиб в аварии. А потом и сына ей довелось потерять.
Теперь дочка Лена — опора для матери. У нее уже трое детей. Внукам 16, 9 лет и 3 года. Дочка с мужем и сыновьями живут в соседнем доме. Каждый день Надежда ходит к ним: то стих учит, то таблицу. Внуки любят бабушку, и это ее радует. Дочь, к сожалению, унаследовала заболевание матери. Она имеет 3 группу инвалидности, работает уборщицей в школе.
В 2003 году Надежде Николаевне дали 1 группу инвалидности. Но она не сидит сложа руки. Старается помочь, если есть потребность в ней. Так случилось с Инной Сергеевной Тараторовой. Однажды Надежда помогла ей донести сумки, да так и стала постоянной помощницей: то коммунальные оплатить, то лекарства или продукты какие купить. Отказать она не может: уважает своего учителя.
В последнее время после пневмонии здоровье Надежды Николаевны пошатнулось: сердце болит, ходить тяжело, задыхается. Но она не унывает, спешит по делам, помогает дочке и маме. Любимое дело — кулинарию - совсем позабыла, правда.
«В чем заключается радость жизни?» - спросила я собеседницу. «Главное — здоровье да внуки чтобы не болели», - ответила она. А еще добавила: «Все хорошо, жизнь свою я прожила слава Богу (как я поняла, это значит достойно — примечание автора)». Конечно, в 60 лет итожить еще рано. Но такой уж, видно, Надежда человек: ей важно, чтобы все было спокойно, мирно и хорошо. Общаться с ней было приятно: она слегка стеснялась, но говорила очень искренне. А лицо ее светилось доброй улыбкой.
Те, кто учился с Надеждой Николаевной в школе, знают ее как Федотову. Кто-то называет ее по фамилии первого мужа — Слеповой. При встрече она представилась Додоновой. Три фамилии — одна нелегкая судьба. Мне она запомнилась как человек открытый, добрый, всегда готовый прийти на помощь, если о том попросят. Потому что увидеть вашу проблему сама она просто не может. Вспомнились слова французского писателя Антуана Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Людмила Тарасова