Сто лет. Много это или мало? В масштабах Вселенной — это всего лишь миг. В масштабах страны — значительный период. А в масштабах одной личности — рубеж, перешагнуть который удается далеко не многим.
А было то сто лет назад
Попробуем вспомнить далекий 1922 год. Сразу и не получится... Какими событиями он был ознаменован? В декабре объявлено об образовании Союза Советских Социалистических республик. В октябре завершилась Гражданская война. В марте-апреле в Москве проходил XI съезд РКП (б), на нем Иосиф Виссарионович Сталин был избран Генеральным секретарем ЦК РКП (б).
А в деревне Петровка, недалеко от Раевки и Телегино, в семье Агафьи и Григория Грачевых 5 апреля родился четвертый ребенок — дочка Таня. И никто тогда не знал, что девочке этой доведется прожить долгую, длиною больше века, жизнь.
Столетний юбилей Татьяны Григорьевны позвал нас в дорогу, и мы оказались в Крутце, где она живет в семье дочери. Мы очень волновались, потому что не знали, как встретит нас юбиляр. Однако переживания оказались напрасными. Приезду нашему она обрадовалась и рассказ свой повела с самого начала, как и полагается.
Воспоминаний о детстве осталось немного, а все-таки удается Татьяне Григорьевне воскресить главное:
- Жили тогда очень бедно, помню, отец в лаптях ходил. Нас пятеро детей всего было: две сестры и три брата (12, 16, 19, 22, 26-го годов рождения). Чем жили? Крестьянствовали, всю жизнь на земле работали. Семья у нас была хорошая, все добрые да трудолюбивые. Село большое, в семьях детей помногу было. В начальной школе учились в Петровке, а потом стали в Телегино ходить. Семь классов закончила, в восьмой не собрали мне родители ни книжек, ничего... Немножко только походила, потом и бросила... А учиться мне очень нравилось.
Воспоминания даются Татьяне Григорьевне с трудом. Дочь, Любовь Александровна, рассказала, как волновалась мама, узнав о встрече с корреспондентом «Трудовой чести», как плохо спала предыдущую ночь. И во время разговора стало понятно, что в голове у женщины выстроился план повествования - о чем обязательно сказать надо.
Но все равно что-то ускользало бесследно, а что-то во время беседы вспоминалось не в свой черед. Невольно подумалось, что трудно перечислить все хотя бы самые важные события, произошедшие за целый век. А Татьяна Григорьевна все-таки пытается вести линию диалога:
- В голодный год старший брат уехал в Ташкент (Тут мне вспомнилось: «Ташкент — город хлебный»). А потом за ним и два других перебрались. Они там чем занимались: собак для армейской службы готовили. (Она показала фотографию, на которой трое бравых солдат — гордость семьи Грачевых). Все они воевали в Великую Отечественную. Александр и Василий погибли. В Раевку вернулся один Николай, сильно контуженный. Жил в Пензе, рано умер. С сестрой Марусей были дружны, она тоже в Пензе жила, часто приезжала.
Всех довелось пережить Татьяне Григорьевне. Мы сидим с ней совсем близко, мне приходится говорить громко: после перенесенного совсем недавно инсульта женщина очень плохо слышит. Мне кажется, что я проникаю в ее душу, глядя в ее глубокие, добрые, мудрые глаза.
Вся жизнь — в трудах праведных
- Работать начала рано, и кем только ни приходилось быть. Сначала в колхозе — за трудодни, потом в совхоз перешли, стали немного из бедности выходить.
Татьяна Григорьевна с гордостью просит посмотреть свою трудовую книжку. В ней не так уж много записей о работе и увольнении. Профессия — разнорабочая. Начался трудовой стаж в 1939 году в колхозе имени Сталина, а к 1958 году, когда его переименовали в колхоз имени Ильича, непрерывный стаж ее составил 19 лет и 3 месяца. Телятница, рабочая, охранник птичника, снова телятница, рабочая, мойщица посуды. А в 1977 году «уволена ввиду ухода на пенсию». Кажется, скромная труженица. Открываем раздел «Поощрения и награждения», а там почти каждый год - благодарности, ценные подарки, денежные премии: «За добросовестный труд, за добросовестное отношение к порученному делу...» Что стоит за этими скупыми фразами, современным читателям представить трудно. В 4 утра надо подняться и идти в любую погоду на ферму, каждого теленочка напоить-накормить, приласкать, следить за ними, как за детьми. Никаких механизмов уборочных — все вручную. А разнорабочая в совхозе — это значит куда пошлют: и зерно на току лопатить, и свеклу полоть-чистить, и бидоны после молока мыть… Тут ключевое слово — добросовестно.
Вижу руки Татьяны Григорьевны — маленькие, с припухшими от полиартрита суставами — они сейчас мирно покоятся на коленях, а когда-то неустанно трудились.
Всю жизнь рада, что замуж вышла
- Во время войны в деревне женихов не было, - продолжает воспоминания наша собеседница. - А меня посватал Александр Иванович Зотов из Раевки. Он перед войной в Москве работал, да вернулся инвалидом по зрению. Так что на войну его не взяли. Почему меня выбрал? Я добрая была, неругачая... Восьмого марта 45-го свадьбу сыграли, а в декабре дочка Валентина у нас родилась. В 46-м - сын Володя, в 50-м - Люба, в 55 — Лида. Жили со свекровью, за ребятишками всегда пригляд был. Да и Александр Иванович не работал, но домом он командовал. Дети его слушались, хоть он их никогда не ругал, любил очень. И меня любил, даже ревновал (лицо собеседницы украсили лучики улыбки, а в глазах проскользнула задоринка). Праздники - Пасху, Красную Горку, Май - отмечали всей деревней: поесть не больно густо, а все-таки собирались, песни пели, плясали под гармошку.
Я всю жизнь рада, что за Александра замуж вышла. Пока зрение позволяло, он избу жестью покрыл, двор перекрыл. Все дела мы вместе делали. Косить пойдем - поставлю его на ряд, а сама с ним близко кошу, его направляю. Дрова рубить или пилить — опять вместе. И огород копать...
Жили мы в достатке, потому что мужу паек давали как инвалиду. Хозяйство держали: корову, овец, обязательно на зиму поросенка, да гусей, да кур. Сестра у Александра Ивановича жила в Москве, а брат - в Куйбышеве (ныне Самара — прим.автора). Они помогали, присылали посылки, сами приезжали. Старшая дочка уехала на работу в Пензу, так там и осталась. Владимир женился и жил в Телегино, работал бригадиром. Он умер 5 лет назад. (Тут Татьяна Григорьевна не сдержала слез, заволновалась так, что дочке пришлось ее успокаивать.)
Пока героиня повествования приходила в себя и собиралась с мыслями, мы продолжили беседу с Любовью Александровной. От нее узнали, что младшая дочка Лида закончила приборостроительный техникум и тоже осталась в Пензе. А сама она, хоть и уезжала в Куйбышев, не смогла жить в городе. Вернулась домой, вышла замуж за крутцовского парня Александра Кочетова и стала жить недалеко от родителей. К ней поближе, в Крутец, и переселились они в 1988 году из Раевки, которая к тому времени почти распалась. Александр Иванович в 1991-м умер. А Татьяна Григорьевна до 90 лет жила в своем доме под приглядом Любы. На лето приезжала Валя. А потом решила забрать маму к себе в Пензу. Восемь лет была горожанкой Татьяна Григорьевна. А в сентябре 2021-го приехала поближе к земле, где умереть надо.
Как прожить 100 лет?
Татьяна Григорьевна успокоилась и снова вступила в беседу:
- Дети у меня умные, хорошие. Я их никогда не обижала, и они меня не оставляют. В трехкомнатной квартире Любы выделили мне целую комнату. И накормят повкуснее, и помоют, постельку чистую каждую неделю стелют. Все приезжают в гости, да с гостинцами, с подарками. Разве мы так раньше жили?! Хоть и 100 лет прожила, а умирать не хочется...
На день рождения мне раньше желали дожить до 100 лет. Дожила. Теперь сказала родным всем, чтобы говорили: «Дай, Бог, доброго здоровья».
Завершая нашу беседу, я не удержалась от вопроса:
- Как прожить 100 лет, есть ли рецепт у Вас?
- Как? - собеседница нисколько не смутилась и в ответ стала рассуждать. - Сама не знаю... Работала, работала, детей рожала. Семь дней после родов в больнице только и отдохнешь. А там на работу опять. Не то что сейчас... Помощи никакой от государства не было. Один раз, правда, дали 10 метров ситца на пеленки.
Главное, я думаю, семья у меня хорошая. Самая лучшая! Четверо детей, да восемь внуков, да девять правнуков, да трое уж праправнуков.
Когда мы начали прощаться, Татьяна Григорьевна вспомнила, что не показала нам свои награды — медали к юбилеям Победы в Великой Отечественной войне. Всего их у нее 5! И, как мы понимаем, вручались они ей как труженику тыла за самоотверженный труд во время войны.
- Плохая была, разве дали бы столько наград?.. - завершила свой рассказ героиня нашего повествования.
Сложно описать чувства, которые испытывали мы, покидая дом, где живет столетняя жительница. Век пролетел над Землею. Огромное, могущественное государство - СССР - пережило свой расцвет и распалось. Отгремела самая страшная в истории человечества война, чередой прошли локальные конфликты. Люди устремились в космос. На полях работают трактора с бортовыми компьютерами. В небе летают сверхзвуковые самолеты... Девочке, которая помнит, как ходили в лаптях, довелось дожить до чудес современной видеосвязи.
Много воды утекло в родной для Татьяны Григорьевны речке Хопер за сто лет. Но неизменными остались главные человеческие ценности, которые и помогли ей осилить дорогу длиною в век: труд и уважение людей, любовь и семья. Вечные ценности.
Людмила Тарасова.