«А скажите, чьи вы? А скажите, чьи вы? И зачем, зачем, идете вы сюда?» Это – строки из стихотворения Антона Пришельца, которое стало песней. А песня – маршем школьных туристических отрядов.
«Откуда есть – пошли» туристы в Колышлейской школе? Одного из руководителей этого движения я назову. Это Раиса Ивановна Кожевникова, старшая школьная пионервожатая. Или «Товарищ Рая». Мило - трогательное сочетание официоза «товарищ» с дружеским «Рая» пришло из тридцатых годов того, 20 века. (С одной стороны – начальник, с другой – свой человек, и все в одном флаконе). К Раисе Ивановне действительно так и обращались – товарищ Рая. Ну а отцом - основателем туризма в отдельно взятой школе, был человек, без слов и решений которого ничего не делалось, директор Михаил Николаевич Раков.
1955 год. Отряд туристов, возглавляемый «Товарищем Раей», общей численностью человек 12, движется к месту слияния рек Колышлей и Хопер. На ночлег остановились на опушке леса, на поляне, рядом с дорогой. А где спать? Не было у тех туристов ни палаток, ни спальных мешков, ни рюкзаков. А что было? «Сидоры». Это мешок такой, русский «брат» рюкзака. К мешку в трех точках крепятся(привязываются) две лямки (веревки). Ну и все. «Сидор» за спину и вперед. Пока было светло, мальчишки соорудили два шалаша. Для девочек. Для себя не успели. Ужин начали готовить уже по-темному. На ужин варили картошку. На костре. А пока булькало варево, народ окружил костер. И чем темнее становилось, тем сильнее сжималось кольцо из мальчишек и девчонок вокруг костра. Тем более, что в ночной тишине явственно доносился приближающийся скрип. А вскоре и на поляне появилось что-то большое, скрипящее и фыркающее. И ОНО (большое, скрипящее и фыркающее) заговорило человеческим голосом! Страшно?! А то! Ведь было большинству участников того похода 12 лет.
Но голос был очень знаком. А фыркала лошадь. Скрипела - телега. Директор школы Михаил Николаевич вместе с конюхом дядей Васей приехал поддержать своих подопечных и попал прямо на трапезу. Ели вареную картошку. Вареную, но не совсем доваренную. С «сыром» то есть. Очень кушать хотели. А Михал Николаич сказал, что вот и Олег Кошевой уважал картошку с «сыром». (Олег Кошевой, герой романа А. Фадеева «Молодая гвардия»). А потом еще Михал Николаич не дал вылить воду, в которой варили картошку – это, мол, самое вкусное. Туристы попробовали и согласились.
А потом, осенью, в сентябре, «первопоходники» встретились в школе. И весь учебный год прошел в разговорах – «Куда пойдем?» И пошли. Сначала по району, потом по своей области, потом по России… Каждое лето… Но особо хочется выделить лыжный поход в Беково. Кто-то скажет: «Ну а что особенного? Иди и иди себе вдоль дороги!» Поход тот состоялся в январе 1958 года. Нужно было пройти по территории трех районов: Колышлейского, Сердобского и Бековского. Дорог не было, как не существовало и сквозного сообщения Колышлей – Беково. Были санные пути, по которым иногда проскальзывали «лошадки мохноногие». Связи тоже не было (до «мобильников» еще не додумались). Техническое обеспечение – тот самый дядя Вася - только не на телеге, а на санях. Задумаешься, пустили ли бы сегодня родители своих «кровиночек» в такой поход? Решился бы современный директор школы дать «добро» такому походу? Зимой, под руководством одной – единственной 22-летней учительницы физкультуры Раисы Борисовны Варламовой? Вопросы, вопросы... Спрашивать легче, чем отвечать… Такие вот ученики, такой директор. Ну а тогда все было просто – пошли, дошли, приобрели новых друзей в Бекове, вернулись. Были ли эксцессы? Были. Одна из участниц лыжного перехода в первый же день натерла ногу, и дальнейший путь проделала в санях.
Колышлейский туротряд – он был замечен и отмечен. Первое место в области дало право участия в зональном слете, что проходил в Ульяновской области. И там первое место, и участие во Всесоюзном слете в Ленинграде. 5 дней соревнований в Карелии и 10 дней в Ленинграде в награду. Какое место? 39-е. Всего в слете принимали участие порядка 90 команд. Это успех или поражение? Команда из деревни, где асфальтирован был только перрон перед деревянным вокзалом, сразилась с командами богатых городов и оказалась в первой половине списка лучших команд СССР. Это как? Да и вообще-то дело не в месте. Нет, не так – в месте дело есть, но это не главное. Главное - в широко распахнутых глазах девчонок и мальчишек, что удивленно разглядывали крепкие крестьянские подворья в Кузнецком районе. Крыши над воротами и калитками, вымощенные досками внутренние дворы. Легкая, как будто из разведенного шампуня вода Белого озера, где так бы купался и купался с утра до ночи. И свирепые, в-о-т с такими носами, комары Карельского перешейка, что целыми стаями 5 суток долбили кожные покровы колышлейских ребят.
Школьники в школе – состав переменный. Приходят и уходят. Пришло время и для «железного ядра первопоходников», что сложился еще в 55-м году. Один за другим они покинули школу. И понесли с собой способность восхищаться, удивляться и восторгаться родной землей. Не все осталось в памяти, но некоторые имена того «ядра» она, память, все-таки сохранила. Саша Балакин, Ваня Кожин, Толя Фомин, Женя Лукьянов, Вадим Раков, Галя Клычева, Таня Николаевская, Оля Бадевич, Света Черкащенко. Позже такого размаха туризма в Колышлейской школе не было. Почему? Может быть, потому, что совместить равноправную дружбу, одну на всех увлеченность, осознанную необходимость дисциплины удается не часто?
Валерий Варламов.
Фото из семейного архива автора.