Ровесница Победы Галина Дмитриевна родила и воспитала восьмерых детей, сейчас у неё 14 внуков и одна правнучка.
И БЫЛО ТО НА ПАСХУ
Неповторимая весна 1945 года навсегда запомнилась всем, кто её пережил. Воскресное утро 6 мая православные христиане отмечали Пасху – праздник Исхода, праздник Освобождения и Победы. Знаменательным стало и то, что Пасха пришлась на праздник Георгия Победоносца – «пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче».
А у 28-летней Александры Яковлевны Капитоновой, которая в годы войны трудилась в Старой Названовке, радость была двойная: появилась на свет долгожданная доченька, рождению которой радовалась вся деревушка. И хотя все жили крайне бедно, но помогли молодой матери справить нехитрые пеленки для новорожденной.
Едва отойдя от родов, Шура приступила к работе. Время было тяжелое, порой просто падала от усталости и, как в забытьи, открывала глаза, чтобы накормить, искупать дочурку. Было очень трудно с едой, да и ребенка оставить не на кого было. Помощи от отца Галинки ждать не приходилось, и, когда девочке исполнилось восемь месяцев, молодая мать решила вернуться в родную Лачиновку.
Жили в ветхой избенке, из всех щелей гулял ветер, но дом есть дом, в нем и стены помогали. Уходя на работу, Александра Яковлевна была спокойна за дочку: где мама приглядит, а где и соседи в няньках оставались.
ТЯЖЁЛОЕ ВРЕМЯ
Хоть и отгремели последние залпы, но война не отпускала людей. Один из маминых братьев, Иван, участник Финской войны, к тому времени уже женатый, не вернулся домой. Доходили слухи, что он калекой остался на острове Дамаскина. Петр вернулся в 43-ем году почти слепой, лицо изрыто осколками, с одной рукой, да и та покалечена, заново учился жить, ходить на ощупь. Трое детей мал мала меньше. Сделал жернова, и стали носить к нему солдатки для помола зерно, которое тайком с работы в кармане приносили. Бывало, кто и ему горсть за работу оставит – так и выживали.
Нашлись «добрые люди», доложили, – вспоминает Галина Дмитриевна. – Приехали на грузовой машине и стали обходить дома колхозников – все зерно изымали. У кого мешок, а у дяди полмешка – всех в тюрьмы отправили. Горький плач стоял над деревней: на этап шли матери, чьи мужья погибли, пропали без вести или вернулись домой недееспособными инвалидами. Сирот в деревне прибавилось, за кем-то соседи приглядывали, кого-то родственники забрали. Очень просил дядя Петя, чтоб хоть жену пожалели, но нет, обоим срок дали. С тех пор сестренки с нами жить стали. Ели почти одну картошку, терли её, добавляли травы или крапивы и пекли лепешки. Летом было посытнее, собирали ягоды, грибы.
В 1952 году у Гали появился младший братишка Николай. Уже спустя годы мама рассказывала, что, если бы не бабка Наталья, которая работала на птичнике и каждый день приносила ей четыре лепешки из трухи, две из которых заставляла съест при ней, наверное, умерла бы с голоду. А Галя с братом сидели дома, ждали, когда «кума-лиса» гостинчик передаст.
ПРО ШКОЛУ, ФЕРМУ И БЫКА МОРГАНА
– В 1953 году в школу пошла, помню, мама сшила сумку клетчатую с ремешком через плечо, а чтобы книжки не выпали, на пуговицу застегивала, – продолжает рассказ Галина Дмитриевна. – А платье всего одно и было – постираем на ночь, а утром его же и надену. Очень жалко маму было. Вместе с сестрами по оврагу осоку, небольшие кусты серпом нарежем, высушим – на растопку. А после уроков на ферму бежала, рано начала коров доить. А еще уж больно любила я быка Моргана, в кормушку к нему залезу, глажу его, обнимаю, а то и усну там. Доярки увидят, кричат: «Шурка, опять твоя девчонка в кормушке спит!» У мамы от страха сердце замирало: бык здоровый, не каждая доярка к нему подойти могла, а между нами вот такая дружба была.
После пятого класса, едва Гале 12 исполнилось, бросила она школу. Ох и радовалась тогда, ведь пять первотелок ей доверили! Александра Яковлевна к тому времени без глаза осталась: корова рогом задела, вот и вытек. Так стала дочка ей помощницей.
О ЖЕНСКОМ СЧАСТЬЕ...
А в двадцать лет любовь пришла к девушке. В колхозе «Дзержинский», так тогда Лачиновка именовалась, шло активное строительство. Приглянулась она Саше Колтунову из бригады бурильщиков. Он увез Галю в Сердобск, стали жить вместе, о свадьбе и не думали. Семья не из богатых, хата саманная. Устроилась сначала в районный узел связи почтальоном, потом работала санитаркой на скорой помощи. Деньги получала, но не видела ни копейки – все свекрови отдавали. Обидно, конечно, было, видела, как городские девчата одевались, да и есть постоянно хотелось, но ничего купить себе не могла. Сразу не заладились отношения со свекровью, видно, та побогаче сноху ждала. А когда родился первенец Серёжа, бабушка не подходила к мальчонке. От переживаний и недоедания у молодой матери молоко пропало, сердобольные соседи стали делиться козьим. А однажды свекровь взяла да и опрокинула кастрюльку с кашкой, сыночек от голода кричит, соседи пришли, стыдить её стали. Вот тогда и пришло решение вернуться домой. Спустя время приехал Саша, вскоре Татьяна родилась. Только не получилась семейная жизнь: на других он начал заглядываться. Вот и осталась Галина с двумя детьми на руках. Работала на ферме, не до новых отношений было, но на праздники в клуб все равно хотелось сходить.
И РАДОСТИ МАТЕРИНСТВА
Галина Дмитриевна вспоминает, как перед Новым годом вернулся из армии соседский парень Витя Раскидной, и пришло ей в голову попросить форму моряка, да и прийти на новогодний вечер. Так и завязались у них отношения, один за другим родились Женя, Ольга, Ира, Саша. Жить бы да радоваться. Но нет же, и выпить любил, и руки при случае распускал. Не выдержала женщина такой жизни и осталась снова одна с детьми. Долго Витя ходил, прощения просил – не простила. Да и легче уже стало жить: Сережа с Таней в Пятилетской школе учились, жили в интернате. Бывало, придёт мама в субботу домой с дойки, а у неё уже белье настирано висит – Сережа и постирает, и перегладит все. Да и кое-что из мужской работы сделает, все ладно у него получалось.
Последними родились Наташа и Яна.
В трудах и заботах прошла молодость Галины Капитоновой. И хоть не было у неё большого женского счастья, все окупилось радостью материнства. Самыми счастливыми моментами считает она рождение детей, внуков, правнучки.
САМОЕ ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ
Тридцать лет без отпусков и выходных проработала Галина Дмитриевна дояркой на Лачиновской ферме. На смену матери пришли дочери Ольга и Ирина. Сыновья Сергей и Евгений трудятся механизаторами. Татьяна – соцработник. Наташа живет в Сердобске, Яна – в Саранске, Александр – в Пензе. Один за другим разлетелись дети из родного гнезда, создали свои семьи. Уже много лет Галина Дмитриевна живет одна, хотя так ли это, если с одной стороны дома – Ирина с мужем, с другой – Евгений со своей семьей, чуть поодаль – Татьяна и Ольга. Сын Сергей с дочкой первоклассницей, внуки Роман и Анжела живут и работают в Красной Горке. Двери материнского дома никогда не закрываются, а это самое главное для неё.
От души желают здоровья ровеснице Победы Галине Дмитриевне Капитоновой её земляки.
Наталья Шульгина, с. Красная Горка,фото из архива семьи Капитоновых.
№23 от 13 июня 2025 года.