19 декабря 2025, пятница
Областные новости

 

 

 

 

 

Проект "Ровесники Победы"

15.08.2025

Жизнь – судеб переплетение

СЫН ДВУХ ОТЦОВ
– Так случилось, – начал рассказ Владимир Иванович, – что у меня два дня рождения и два отца, со вторым из которых я шел и иду по жизни. Родился в д. Трудолюбовка 24 сентября 1945 года. Но, поскольку была уборочная страда, а сельский совет в то время был в соседней Юматовке, мать смогла вырваться и оформить метрику только 2 октября. Эта дата и стала считаться днем рождения. На момент моего рождения судьба моего отца, Ивана Павловича, который воспитал и был для меня примером, для нашей семьи была ещё не известна.
А впрочем, все по порядку…
Ивану Матвееву было чуть больше 20-и, когда приглянулась ему красавица Феня из соседней Саморуковки. Договорились с родителями, да и просватали. Спустя год, в 1936 году родился их первенец Анатолий. На работу ходили в свиноводческий совхоз «Пятилетка», но планов на переезд не было, Трудолюбовка – деревня красивая: на дне оврага били чистые родники вкусной воды, здесь большой барский сад, школа, вся родня рядышком живет, есть кому за малышом приглядеть, да и до «Пятилетки» для молодых быстрых ног не долго идти. 
Когда началась война, Ивана не сразу призвали на фронт, только 28 сентября 1941 года он был на Пензенском военно-пересыльном пункте. Согласно документам сайта «Память народа», 18 марта 1942 года после отпуска по ранению был отправлен в госпиталь для лечения. Обмундирование получено не было. 18 марта прибыл в Пензенский эв. пункт. И дальше следы теряются. Домой пришло извещение: «Пропал без вести». За тяжелой работой, в заботе о сыне, в неизвестности о судьбе мужа день за днем, месяц за месяцем протекала жизнь Фектинии Ивановны. 
А в 1944 -м из Сердобского военного госпиталя жителям района пришла разнарядка – определили на постой для дальнейшего выздоровления раненых бойцов. Так в доме поселился Михаил Вильнер, кровный отец Владимира… Маме казалось, что началась новая страница в ее жизни... А в 1946-м вернулся муж… Михаил уехал из деревни. А Иван… Он принял и сумел простить свою жену. 
Долгим был его путь домой… Лагерь, скорее всего, в Польше, работа у фермера, нечеловеческие условия, в которых прожить один день было подвигом. Однажды со своим земляком Кирсановым из Чубаровки был на разгрузке вагонов. Тот рассказал, что уже трижды пытался бежать, но каждый раз жители сдавали русского военнопленного. Его возвращали в концлагерь, били, но желание вернуться было сильнее. Бежали вдвоём. По ночам шли наугад, обходя деревни, днём прятались. Едва живыми им все же удалось дойти до линии фронта. Проверка особистами, штрафбат. Домой не писал. Знал, что извещение уже отправлено. Суждено выжить – вернётся.
– Сейчас приходит осознание того, как нелегко им было, моим отцам, – делится переживаниями собеседник. – Одному – оставить, второму – принять. Когда я стал дедом, мы со старшей дочерью оставляли заявку в программу «Жди меня», но тишина...
МАЛЕНЬКИЕ РАДОСТИ
Раннее детство Владимира было как у всех его сверстников. Нехватку продуктов, одежды, обуви испытывал, как и все деревенские. Тем более, почти сразу после возвращения отца родились еще два брата – Юрий и Николай. Вместе с другими ребятами лазили по оврагу, ели траву, бывало тайком на сортучастке удавалось нарвать чечевицы, поймать руками пескарей. Когда поспевали вишня, сливы, яблоки, в соседние сады проникали для озорства, хоть хозяева – Егор Иванович Наместников и Семен Антонович Воронин – и так всегда щедро угощали. А вот барский сад к тому времени за годы войны под корень вырубили: нечем было печи топить. К началу 50-х деревня, которая к тому времени звалась бригадой колхоза «Путь Ильича», стала пустеть, многие перевозили свои дома. Слушая разговоры старых людей о том, что раньше при закладке домов клали деньги, мальчишки копали под старыми фундаментами. И ведь находили – золотой червонец, серебряную пятнашку, медные пятаки... Да только толку что: старшие ребята отберут, да еще по ушам надают.
В 1951 году Матвеевы стали строить дом в «Пятилетке». Купили лес в Секретарке и дом в Тащиловке. Володя хоть и маленький был, но помнит, как перевозили его на лошадях через речку Камзолку. Дом, как и все, кто строился сам, построили на поселке. Кругом простор, словно в родной деревне. Только друзей стало намного больше. Играли в лапту, чижика, ножички, гоняли в футбол. Радовались приезду старьевщика дяди Кости, который менял кости, старые вещи на свистульки, шарики, булавки... Открывал он свой волшебный сундучок, а у ребят загорались глаза. У него же впервые увидел Володя рыболовный крючок, который можно было обменять только на яйца. Сколько же было радости владеть им! Берег как зеницу ока: рыбалка с детства была его большим увлечением.
А вот уроки учить не сильно старался, но были настоящие учителя, о которых он может много и долго говорить только хорошее. Фронтовики: первая учительница Матюшкина Антонина Степановна и Анатолий Иванович Косенков. Учителя с большой буквы – Александра Михайловна Шишова, Надежда Дмитриевна Казеннова, Иван Николаевич Евсиков – старались донести урок своим ученикам понятно и доходчиво.
А ДОМА ЛУЧШЕ
Еще со школы бегал Володя в машинно-тракторную мастерскую (МТМ), а после семилетки пошел учиться в Васильевку на тракториста-машиниста широкого профиля. Сначала на практику, а после окончания отправили на уборку в Казахстан. Предлагали остаться, но Владимира тянуло в родные края. Вернулся, от военкомата отправили учиться на парашютистов в Сердобск, а практику прыжков проходил в Кузнецке. 
Осенью 1964 года был призван в армию, служил в Военно-воздушных войсках сначала в Ленинграде, потом в Прибалтике, а демобилизовался в Таманской дивизии под Москвой.
– Приехал домой, смотрю, соседская девчонка Валя Алланова (её семья переехала из Лачиновки летом перед моей армией) выросла, стала красавицей, да к тому же успела закончить медучилище и уже работала в Лопатино. Ну, думаю, женюсь на ней! – вспоминает Владимир Иванович и с улыбкой смотрит на супругу. – Когда она приехала на выходные к родителям, уговорил выйти за меня замуж. Первое время жили в Балтинке, здесь родилась наша дочка Светлана. Затем переехали в Волгоградскую область, где главным агрономом работал двоюродный брат. Там стали родителями во второй раз. Но, как говорится, везде хорошо, да дома лучше. Вернулись в родные края. 
Давно у супругов Матвеевых выросли дочери, внук и две внучки. Света с семьей живет недалеко от Белгорода, сын у неё военный и уже не раз был на СВО. А Юля – в Пензе. Они уже и сами бабушки. Каждый день звонят, справляются о здоровье родителей, приезжают к ним. На Михайлов день (21 ноября) будет уже 56 лет, как вместе Валентина Александровна и Владимир Иванович Матвеевы идут по жизни. Жизнь продолжается...
СВЯЩЕННЫЙ ПРАЗДНИК
– День Победы в нашей семье – праздник особенный, – говорит Владимир Иванович. – С детства мы видели, как наши отцы, с утра задумчивые и сосредоточенные, уходили на работу. Выходные никто не давал: нужно было поднимать разрушенное хозяйство. А к вечеру вся родня, соседи собирались за одним большим столом. Вспоминали погибших, порой за чаркой фронтовики рассказывали небольшие эпизоды из военной жизни. Но мой отец, прошедший через лагерный ад, больше молчал. И только спустя много лет ко мне пришло осознание, что пришлось пережить узникам лагерей. И хотя уже давно ушли из жизни наши родители, но этот Великий праздник Победы остается для нашей семьи священным. Война стала большой трагедией для всего советского народа. Так больно оттого, что сейчас мы вновь тревожимся и гибнут люди. И снова все наши думы – о мире.
Наталья Шульгина. 
Фото из  семейного архива 
Матвеевых.

№32 от 15 августа 2025 года.

Оставить комментарий