БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ
Родилась Валя в Заречье. Была там тогда школа-семилетка с интернатом (здесь учились дети из Чубаровки, Сабуровки, Новой Названовки), сельский совет, клуб, почта, где и посылки, и письма принимали, газеты-журналы сюда регулярно привозили на лошадях. Со временем разъехались жители Заречья кто в Трескино, кто в Пятилетку, кто в Колышлей...
Отец Вали, Павел Артёмович Башкиров (1915 года рождения), имел образование 4 класса, работал фуражиром (отвечал за учёт и распределение фуража – корма на животноводческих фермах). Ещё до войны он овдовел, остались двое детей: Гена родился в 1938 году, Нина – в 1940. Во время Великой Отечественной Павел Артёмович воевал, вернулся с орденом. Но вспоминать об этом не любил, дети знали, что сражался он на Волге.
После войны он женился на Анастасии Максимовне Жеряковой (1921 года рождения). Была она сиротой, воспитывалась со старшей сестрой. В войну жили в семье старшего брата, который погиб на фронте. Анастасия была очень доброй, поэтому дети мужа приняли её хорошо. Вскоре у супругов Башкировых родилась дочка Валентина, а потом ещё Галина, Сергей, Татьяна, Ольга.
ДЕТСТВА НЕ ВИДЕЛА
Большая семья жила дружно. Мама целыми днями на работе: сначала на птичнике, потом на свинарнике трудилась. Как начинался опорос, почти сутками домой не приходила. Накажет детям: сегодня столько-то проса прополоть или картошки, мешок коровьих лепёшек набрать (топили печку летом ими), мешок травы-берёзки корове нарвать. А ещё огород полить надо: усадьба была 40 соток, благо речка рядом. Росло в огороде много овощей: моркови и лука, огурцов и помидоров. А ещё сеяли кормовую свёклу для скотины. Держали корову, овец, поросёнка и обязательно двух телят. Одного покупали с расчётом, чтобы сдать к осени, когда детей обувать-одевать надо было в школу.
– Не видела я детства, всегда в работе, – вспоминает Валентина Павловна. – Молоко сепарировать носила поздно вечером на другой конец деревни. Не было сепаратора у нас, а масло по налогам надо было сдавать. Детей много, а избёнка была маленькая. Отец решил строиться, а мне как раз надо было в 8-й класс идти в Трескино учиться. Наняли плотников – чем платить? Деньги нужны. Вот и пошла я работать на ферму пояркой (поила маленьких телят).
Вставать приходилось рано, в 4 часа. До фермы шли километр. Доярки подоили коров – поярки кормят телят молоком: маленьких – цельным, побольше – разбавленным водой. Потом выгоняли их пастись до обеда. После обеда до 3-х часов уходили труженицы домой, потом опять на работу: пасти, поить. От усталости четырнадцатилетняя Валя даже падала в обморок.
Современная молодёжь жалуется: каждый день одно и то же – дом – работа – дом. А в послевоенные годы у людей, пожалуй, большую часть жизни занимала работа. Не избалованные бытом, питались они просто, однако все процессы требовали больших затрат сил и труда. Взять хотя бы приготовление пищи. Поначалу надо было печку истопить, да огромные чугуны туда поставить, да проследить, не пригорело ли, не убежало ли... Сколько же труда положила Анастасия Максимовна, чтобы прокормить семью из девяти человек!
В 1972 году Башкировым пришлось перевезти свой новый дом из Заречья в Колышлей. Построились на улице Лермонтова. Сейчас там живёт семья сына Сергея.
Анастасия Максимовна ушла из жизни почти сразу после переезда в районный посёлок. А Павел Артёмович умер в 1989 году. У них родились 11 внуков. На сегодняшний день их род продолжают 12 правнуков. Из семерых детей сейчас остались в живых только Валентина и Татьяна.
КАК НА ПРАЗДНИК
Получив паспорт, в 1963 году Валентина Башкирова приехала в Колышлей и устроилась работать на Промкомбинат, который позже будет называться заводом МПИ. Девушку приняли в пуговичный цех.
– МПИ – огромный завод. По утрам народ со всех сторон шёл на работу как на праздник, – вспоминает Валентина Павловна годы молодости. – Трудились в 3 смены. Я всю жизнь работала во вредном цеху. На станках изготавливали пуговицы, мешки полиэтиленовые, крышки. В «мельницу» (специальное приспособление для окрашивания) засыпали пуговицы и чёрную краску. Я так и вижу себя как сейчас – в руках ключ 32х36, – смеётся собеседница. – А пуговицы цвета хаки (для военной формы) красили вручную в специальной ванне. Производство опасное, а из средств защиты – одна марлевая повязка. Куда деваться? Работать надо было!
Чёрная краска так въедалась в кожу, что отмыть её было невозможно – утром на чистой постели обязательно оставался отпечаток. С МПИ у Валентины Павловны связана вся трудовая деятельность – более 38 лет. За это время приходилось и на кирпичном заводе в Карауловке работать, и вагоны с ракушкой разгружать, и свёклу по осени чистить в поле... Валентина Павловна Ерёмина награждена грамотой предприятия, имеет звание «Ветеран труда». На пенсию ушла в 50 лет.
ВСЕ САМЫЕ ХОРОШИЕ
По дороге на завод она повстречала свою судьбу. С Борисом Ерёминым их пути пересеклись однажды утром. Они спешили на работу: он – на железную дорогу, она – на завод. В 1964 году поженились и вместе стали работать. Борис Григорьевич устроился в литейный цех – выливали чугунные решётки для полов на фермах. Квартиру на улице Белинского семья получила от завода. Борис Григорьевич тоже ушёл на льготную пенсию в 55 лет, и он тоже ветеран труда.
Супруги Ерёмины воспитали сына Олега. Он по профессии шофёр, работал в ДРСУ, Коммунальном хозяйстве. У него двое детей: дочка Кристина живёт в Пензе, недавно у неё родился сыночек. А сын Алексей проходит службу по контракту.
– Внучка с мужем, когда бывают в Колышлее, обязательно заезжают ко мне, – делится собеседница, и на лице её появляется счастливая улыбка. – Они у меня самые хорошие. Правнук вот уже на ножки вставать начал.
Пенсия у бабушки небольшая, но хорошая – занимать ни к кому не ходит. Всем понемногу, но достаётся. Правнучку варежки и носочки обязательно с пенсии купит. И сыну сейчас помощь нужна, он после инфаркта работать не может. Валентина Павловна не устаёт благодарить и врачей, и фельдшера скорой помощи за то, что спасли сына, вовремя оказали помощь.
Она уже 25 лет вдова. Живет одна, но в квартире и на участке у неё идеальный порядок, который как нельзя лучше характеризует хорошую хозяйку.
О своём здоровье Валентина Павловна говорит неохотно. Проблемы с сосудами, в госпитале пролечилась. За что благодарит доктора Галину Николаевну Вострикову. А за квартирой в это время соседи приглядывали. И им спасибо.
Она вообще часто в беседе употребляла слова «спасибо», «хороший», «добрый». Подумала я, что мир вокруг человека создаёт он сам. Какой человек, такой и мир. В конце нашей беседы Валентина Павловна снова вернулась к детству.
- Мама у нас была добрейшей души. Когда умерла, её из разных деревень земляки приезжали провожать в последний путь. А папа, бывало, после получки придёт домой – полны карманы конфет. «Это вам лисичка прислала!» – скажет. Он как-то научился и поймал рой диких пчёл. Так у нас появился свой мёд. Папа тоже был хороший.
Воспоминания о молодости светлые, однако у Валентины Павловны нет желания вернуться в прошлое, потому что и в жизни настоящей есть то, что ценно. Она радуется, когда приходит к ней сын, приезжает внучка. Она ждёт, когда вернётся со службы внук, которого вместе с сыном недавно навещали. Главное, о чём сейчас мечтает ровесница Победы, – мирное небо над нашей страной.
Пока жили в Заречье, не помнит Валентина Павловна, что отмечали они праздники. А когда переехали в Колышлей, в День Победы семья Башкировых собиралась в доме отца, чтобы поздравить его и встретиться вместе. Но начинался праздничный день с митинга на Центральной площади посёлка, куда в составе большой колонны от завода МПИ шла и ровесница Победы Валентина Ерёмина. Теперь уже не выходит она по праздникам на «парад», но обязательно вспоминает в День Победы отца, воина давно прошедшей Великой Отечественной.
Людмила Тарасова.
Фото из архива Валентины Ерёминой.