Кто научит говорить правильно и красиво?
Международный день логопеда, отмечающийся 14 ноября, – профессиональный праздник для представителей одной из важных социальных профессий. Работа этих специалистов на удивление редко освещается в средствах массовой информации, несмотря на то, что все больше становится людей с дефектами речи.
Логопед занимается с детьми и взрослыми, у которых есть проблемы с произношением звуков, нарушения письма, трудности с членораздельной речью – этот перечень обширен.
Особую значимость эта профессия имеет для детей.
Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а милая и забавная для родителей картавость - это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку заниматься в школе. Самое неприятное - это то, что существует тенденция к увеличению количества детей, нуждающихся в помощи логопеда.
На эту тему мы побеседовали с логопедом ГБУЗ «Колышлейская РБ» Еленой Валерьевной Челюкановой, которая учит детей Колышлейского района говорить правильно и красиво.
В 2005 году она окончила Пензенский педагогический университет по специальности «логопед, психолог». В сентябре 2005 года устроилась работать логопедом в больницу и вот уже 11 лет трудится в этой должности. О работе Елена Валерьевна рассказывает увлеченно, сразу становится понятно, что человек любит свою профессию. С детьми Елена Валерьевна легко находит общий язык, что является основополагающим моментом ее деятельности.
- Мне очень нравится работать с детьми, именно поэтому наши занятия проводятся легко и на позитивных нотах. Немного поговорив с ребенком, осмотрев его, я вижу те или иные речевые дефекты, ставлю перед собой цели и планирую, как следует работать, - поделилась Елена Челюканова.
По ее мнению, в первую очередь логопед должен любить детей, а также быть аккуратным, трудолюбивым, и терпеливым, ведь с детьми все-таки работать непросто. Чтобы задержать их внимание, нужна богатая фантазия, ведь приходится организовывать много новых занимательных игр и занятий.
- Елена Валерьевна, расскажите, пожалуйста, подробнее о своей деятельности.
- Прежде всего, я занимаюсь диагностикой речевых нарушений у детей, езжу на профилактические осмотры по школам. Перед тем, как отправить ребенка в школу, родители приводят его ко мне, а я выявляю те или иные дефекты, если они есть. Огорчает то, что большая часть детей все-таки с проблемами речи. Обязательно посещаю детские сады, ведь работа с логопедом поможет исправить нарушения, которые могут повлиять на развитие эмоциональной сферы ребенка. Эту важную информацию мы стараемся донести до родителей. Сейчас планируется открыть логопедические группы в детских садах.
Кроме осмотров я провожу индивидуальные коррекционные занятия, на которые приезжают жители разных сел и деревень нашего района.
- Вы сказали, что число детей с речевыми дефектами увеличивается. А с чем это может быть связано?
- Этот вопрос не сходит с уст родителей! Они хотят понять, чем же вызвана та или иная патология. Особенно важным этот вопрос становится, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Оказывается, они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов, каковыми являются следующие:
- внутриутробная патология - это проблемы, которые возникают во время беременности;
- наследственная предрасположенность: по наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, дефекты строения твёрдого и мягкого нёба и даже заикание;
- неблагоприятные роды и их последствия;
- заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.
- А чем конкретно Вы занимаетесь с детьми во время коррекции речи?
- В первую очередь мы занимаемся артикуляционной гимнастикой, начинаем с этого всегда - это упражнения для губ, языка и щек. В большинстве случаев причиной дефектов является вялость артикуляционного аппарата, то есть какие-то мышцы языка слишком расслабленны, либо наоборот очень напряжены. Мы проводим гимнастику в течение пяти минут: есть специальный комплекс упражнений, которые обязательно нужно выполнять перед зеркалом. Благодаря этим занятиям многие звуки сами по себе устанавливаются.
- Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи?
- Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Поэтому необходимо выбирать игры, которые совершенствуют внимание ребёнка, его память, мышление, воображение. Используйте игры с подражанием голосам животных, с совместным проговариванием потешек, прибауток, напеванием колыбельных.
Напомню, что речь формируется по подражанию. Родителям необходимо контролировать собственную речь, обращаться к ребёнку с адекватными просьбами и не требовать от него невозможного. Нужно побуждать ребёнка к речи, выслушивать его высказывания, играть в совместные игры. Если он плачет и хочет поделиться своей бедой, следует не только пожалеть его, но и дать возможность рассказать, что случилось. Надо не только поощрять речевую активность ребёнка, но и учить его слушать взрослого.
В заключении мне бы хотелось дать несколько советов родителям, которые стремятся помочь своим детям.
- Очень часто дети, которые говорят плохо для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.
- Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.
- Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.
- Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.
- Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
- Не забывайте развивать и мелкую моторику: малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее.
- Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, это может деформировать челюсть.
- Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Каждый человек индивидуален, этим и ценен.
К логопеду следует обратиться, если:
- к концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением;
- к концу 4-го месяца малыш не улыбается, когда с ним разговаривают, не «гулит»;
- к концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у мамы, отыскать предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке;
- к 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам, не пытается привлечь к себе внимание каким-либо определенным звуком;
- к концу 9-го месяца у малыша нет лепета, и он не может повторять различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего с ним;
- к концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания, либо ручкой в знак прощания;
- к году малыш не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы (покажи, принеси), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения;
- к 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа»;
- к 1 году 9 месяцам не может произнести шесть осмысленных слов;
- к 2 годам малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку». Не узнает близких по фотографии.
- к 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький»;
- к 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос: «Какие у тебя имя и фамилия?»
- в 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения;
- в 5 лет речь ребенка не разборчива и не понятна для окружающих;
- в 6 лет малыш не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа. Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.
Марина Федяшина.