Люди этой профессии действительно удивительны по своей натуре, ведь мало кто из нас способен с полной самоотдачей следовать делу. Порой в их сторону раздается критика и слышатся недовольства, но все мы понимаем, что лишь врачи, каждый день стоя на страже нашего здоровья, идут на риск иногда вопреки законам жизни. И пусть эти слова нельзя посвятить всем докторам на планете, но их с уверенностью можно адресовать замечательному врачу-педиатру Юрию Николаевичу Мамонову.
- Путь к врачеванию. Как он у Вас начинался?
- Восьмидесятые годы. Среди сверстников-подростков в почете были, в основном, две профессии – военных и врачей. Каждый второй мальчишка мечтал об армии или медицине. Я не исключение. Так как быть военным мне не позволило здоровье – были небольшие проблемы со зрением, то решил поступать в Горьковский медицинский институт на факультет «Лечебное дело». Конкурс был огромный – 20 человек на место. Познакомился с таким же мальчишкой, как и я. У него была сломана правая рука, и он попросил помочь написать заявление. Как раз в это время из одной аудитории вышел преподаватель и начал громко спрашивать: «Кто на факультет «Педиатрии?». Желающих не оказалось, и мы решили переписать заявление с факультета «Лечебное дело» на «Педиатрию». Так мы стали студентами, а в дальнейшем врачами-педиатрами. В дальнейшем я ни разу не пожалел, что поменял направление в медицине.
В 1985 году закончил интернатуру в Пензенской областной детской больнице, еще полтора года работал там врачом.
Жилья своего в городе не было, а в Колышлейской больнице я сразу стал первым в очереди на жилье. Так Колышлей стал местом работы, здесь у меня появилась семья и, конечно, жилье!
Тринадцать лет работал неонатологом в родильном отделении. Одиннадцать лет был заведующим детским отделением. И вот уже более десяти лет являюсь участковым и районным педиатром.
- Нет ли сомнений, что нужно было выбрать другую дорогу в жизни?
- Это мое дело, моя жизнь. По-другому жить я не умею.
- Клятву Гиппократа дают все студенты медицинских учреждений. Как происходило у Вас?
- Скажу честно, обыденно: собрали в актовом зале, кто-то один зачитывал клятву, а мы просто произносили в нужных местах: «Клянусь». Это уже потом, став врачом, начал понимать смысл этих слов.
-Скажите, какие же качества отличают настоящего врача от Бога и врача, как говорится, «не дай Бог»?
- Сложно сказать. Врачи разные бывают, и у каждого свой подход. Хороший врач должен обладать терпением, чтобы внимательно выслушать больного и ничего не упустить важного. Ну, а врачи «не дай Бог», мне кажется, долго в медицине не задерживаются.
- Случалось ли Вам осуждать методы лечения других врачей? Бывали ли Вы не согласны с их методами лечения?
- Я вообще не люблю осуждать людей. Когда пациенты осуждали методы лечения какого-нибудь моего коллеги, во-первых, это было неприятно, а во-вторых, обязательно приходила мысль о том, что этот пациент за моей спиной будет ругать меня, если ему что-то не понравится. У каждого свои методы и ситуации, и осуждать своих коллег я не вправе.
- Во время эпидемий у кабинетов врачей собираются большие очереди. Сколько детей Вы принимаете в таких ситуациях? Существуют ли какие-то нормы?
- Есть трудные периоды, когда начинаются вспышки вирусных инфекций и простудных заболеваний у детей, и в этот период не только у меня одного большие очереди перед кабинетом. И я, и мои коллеги принимаем по 40-50 больных за прием, тогда как норма врача составляет 22. Все мы просто исполняем свой долг.
- Скажите, с кем Вам легче работать: с маленькими детьми или с подростками?
- Работа педиатра – это, в основном, работа не с детьми, а с их родителями. А дети – они и есть дети, в любом возрасте. Разница только в том, что с маленькими всегда приходят родители и пристально контролируют, точно выполняя назначения врача, а подростки могут и сами прийти на прием, получить назначение и начать лечиться. В этом, наверное, с ними как-то проще, потому что они намного самостоятельнее.
- Мы знаем, что все дети боятся людей в белых халатах. Есть ли Ваши собственные методы влияния на подобную ситуацию?
- Как ни странно, у меня подобные случаи единичны. Если ребенок уже зашелся в истерике, то его сложно успокоить, потому что он не реагирует ни на игрушки, ни на уговоры. Успокоить легче, конечно же, родителям. Меня лично, хоть я и в белом халате, все дети воспринимают очень спокойно и не боятся.
- В чем особенность детской медицины? Есть ли какая-то статистика наиболее распространенных заболеваний у детей?
- В основном у детей очень часто возникают вирусные инфекции, заболевания органов дыхания. Это наиболее распространенные заболевания, с которыми мы сталкиваемся. Особенность детской медицины, скорее, в том, что к детям нужен особый подход, и любой педиатр должен быть особенно аккуратен в лечении, поскольку детский организм еще не окреп, не сформировался. Поэтому дозировки, лекарственные препараты и методы лечения в целом должны быть четкими, чтобы ни в коем случае не вызвать ни аллергии, ни чего-то похуже. И если взрослый человек может в какой-то ситуации сказать врачу, что он принимал и что ему помогло, то ребенок этого не скажет, а для некоторых малышей какие-то медицинские процедуры и препараты могут оказаться вообще первыми. Все это врач-педиатр должен учитывать, чтобы не навредить.
- Хотелось бы услышать от Вас как от специалиста какие-то советы для молодых родителей по поддержанию здоровья своих малышей.
- Это будут те советы, которые родители уже не раз слышали и сами на них выросли, но, тем не менее, повторение – мать учения. Поэтому еще раз говорю, чтобы детей не переохлаждали, не давали им продукты, которые могут вызвать аллергии, чтобы всегда вовремя обращались за помощью к специалисту… А главный совет – пример здорового образа жизни должны подавать детям родители. О каком же здоровье может идти речь, если идет папа с коляской и дымит прямо на ребенка, а потом удивляется, откуда у малыша кашель…
- Необходимость вакцинации вызывает много споров. А каково Ваше мнение на этот счет: нужна или не нужна вакцинация?
- Вакцинация, конечно, нужна. Статистика показывает, что непривитые дети заболевают чаще, чем привитые. И если даже ребенок, привитый против гриппа, заболел, то, как правило, заболевание протекает в легкой форме, без осложнений и не оставляет тяжелых последствий. Если все же ребенок болеет сильно, статистика гласит, что привитые дети не умирают. Поэтому, конечно, я за вакцинацию.
- Что Вы можете пожелать тем, кто еще не ступил на этот путь, но уже решил посвятить себя медицине?
- Остается только им пожелать успеха. О каких-то страхах и наставлениях говорить, я думаю, не стоит, потому что решиться стать врачом – это уже отважный шаг в жизни, смогут весь путь пойти не все. Поэтому, раз уж решились, значит, станут врачами. Думаю, что они уже знают, на что идут.
- Приближается День медика. Как Вы отмечаете этот праздник? Есть ли какие-то определенные традиции его празднования?
- Праздник медицинского работника всегда отмечается торжественно. Во-первых, на работе торжественные поздравления, во- вторых, в канун праздника в районном доме культуры в нашу честь всегда бывает праздничный концерт. Это очень приятно.
- Спасибо, Юрий Николаевич, за интересную и познавательную беседу.
Ольга Павлова.